Андрей Пионтковский, директор Центра стратегических исследований
По-моему, лучшую оценку и прогноз сделал такой крупный чиновник администрации президента, как Владислав Сурков, который в известном докладе сказал, что «на Северном Кавказе в целом развивается ситуация подземного пожара и мы просто не знаем, что делать». Это был приговор политике администрации Владимира Путина на Северном Кавказе. Процессы в Дагестане и на Северном Кавказе идут внутренние, а власть продолжает себя обманывать, объясняя самой себе, что все неприятности, с которыми она сталкивается, заключаются в экспансии международного исламского терроризма. Мне кажется, что представление о том, что мы сейчас контролируем Северный Кавказ, является приятной для власти иллюзией. Высказывание Владимира Путина в Дагестане напоминает мне последнее распоряжение Николая Второго: «Повелеваю к вечеру прекратить беспорядки в Петрограде».
Дмитрий Орешкин, директор группы «Меркатор»
Комплекс мер, принимаемых сейчас федеральным Центром для стабилизации обстановки на Северном Кавказе, не способен изменить ситуацию. Проблема в том, что Россия не может как Центр, как метрополия, создать пучок возможностей для Дагестана, чтобы людям было понятно, что они в этой стране граждане такого же качества, как и все остальные, что это их страна, что они чувствуют себя в безопасности и видят будущее для своих детей. То, что Центр перебрасывает на Северный Кавказ не только деньги, но и военную силу, означает, что рухнула концепция чеченизации Чечни или дагестанизации Дагестана, которая ставилась во главу угла.
Юрий Неткачев, генерал-лейтенант, экс-командующий армией на Северном Кавказе
В Дагестане, как и на всем Северном Кавказе, нет единой системы безопасности. Войск много, но упреждающих ударов спецслужб по базам террористов не создано. Тем более надо иметь в виду, что только военными методами проблемы борьбы с терроризмом там не решить. Нужно найти рабочие места для населения республики, тогда у многих людей отпадет желание работать на боевиков.
Борис Макаренко, заместитель гендиректора Центра Фонда политических технологий
Суммируя набор предлагаемых и осуществляемых федеральным Центром мер по стабилизации обстановки на Северном Кавказе, можно говорить о том, что метрополия (Россия) возвращается на Северный Кавказ. Это и усиление прямого военного присутствия в регионе (горные бригады в Дагестане и Карачаево-Черкесии будут защищать Юг России не только от внешних, но и от внутренних угроз), более строгий контроль над местными руководителями и экономическая экспансия. Речь идет не только о конкретных политических военных, финансовых мерах, а о комплексной программе модернизации Кавказа. Эта задача носит долгосрочный характер, но если принять адекватные меры, то они дадут надежду жителям Кавказа на улучшение ситуации. Это может предотвратить худший сценарий.
Роман Щекотин, руководитель пресс-центра Главного управления МВД по Южному Федеральному округу
Резкая активизация деятельности террористических группировок наблюдается на территории Дагестана с 2004 года.
Если в прошлом году большинство терактов совершалось в Хасавюртовском районе республики, то уже в нынешнем году эпицентр переместился в Махачкалу.
Деятельность террористов прежде всего направлена на создание атмосферы страха, нестабильности в обществе, а возможно, и создание внутриполитического кризиса в преддверии выборов главы республики, которые должны пройти в следующем году.
Ситуация существенно осложняется и деятельностью зарубежных эмиссаров.
Заведующий cектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Энвер Кисриев:
«Я думаю, что рассуждения о необходимости укрепления южной границы и принятые в этой связи решения о строительстве двух военных баз в Дагестане и Карачаево-Черкесии не стыкуются между собой. Эти военные базы не могут иметь никакого отношения к защите рубежей страны. Остается предположить, что необходимость такого качественного усиления военного присутствия именно в этих кавказских республиках связана с тем, что в них в последнее время быстро нарастает социальное недовольство, сопровождающееся заметным всплеском религиозного (исламского) экстремизма, вызванное тотальной безработицей населения, произволом и коррупцией местных властей. Судя по всему, Кремль решил, что лучше потратить огромные средства на силовое противостояние возможным неправовым выступлениям обездоленного населения, чем браться за разрешения насущных проблем этого региона, которые потребуют продуманности, воли и, скажем так, чистоты намерений. «Эффективность» выбранного способа мы уже 10 лет наблюдаем в Чечне. По-видимому, опыт Чечни «научил» и чеченизация всего Северо-Кавказского региона идет полным ходом».