Сергей Катанандов не смог убедить законодателей изменить Лесной кодекс.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В Законодательном собрании Карелии прошло выездное заседание комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, посвященное обсуждению нового Лесного кодекса, принятого Госдумой в первом чтении.
Для северного региона, экономика которого наполовину стоит «на деревянных ногах», весьма актуально эффективное решение проблем лесного комплекса. Местные власти, хозяйственники и ученые давно подготовили свои предложения и поправки к обсуждаемому Кодексу и не раз отправляли их в федеральные структуры. Однако после принятия Госдумой РФ в первом чтении нового Лесного кодекса убедились, что их мнение так и не услышано.
Во-первых, полагают в Карелии, недопустимо, чтобы региональные власти фактически отстранялись от участия в управлении природными ресурсами. Во-вторых, сомнительно, что введение права частной собственности на лесные угодья и продажа их лесопользователям исключительно через механизм аукционов принесут больше пользы, чем вполне оправдавшая себя практика передачи лесов в долгосрочную аренду на условиях открытых конкурсов. Последняя схема не только позволяет контролировать действия арендаторов, но и определяет перечень их социальных обязательств перед населением. В-третьих, ошибочно увеличивать водоохранную зону вокруг всех 63 тысяч озер и 23 тысяч рек Карелии, поскольку предусмотренная норма выбьет из хозяйственного оборота до 35% объема расчетной лесосеки, что лишит республику почти 3 млн. кубометров спелой и перестойной древесины, предназначенных к рубкам.
Вступивший в полемику с карельскими оппонентами заместитель председателя комитета Госдумы России по природным ресурсам и природопользованию Дамир Шедаев заявил, что государство расписалось в невозможности вести лесное хозяйство собственными силами и теперь делает ставку на серьезных инвесторов, способных развивать ЛПК. А для них самая лучшая гарантия инвестиционной привлекательности – право собственности на лес, которое само может стать залогом под банковские кредиты.
Внимательно слушавший думца Сергей Катанандов потом буркнул по поводу его слов себе под нос: «Как же, кто ж будет за все это платить?» На состоявшейся позже пресс-конференции он честно сказал, что продолжит защищать интересы республики, хотя оптимизма у него остается все меньше.
Получается, говорят в Карелии, что «почти три года толкли воду в ступе», а направлявшиеся в Центр пакеты предложений исчезли невесть куда. «Наверное, у вас в Москве есть большая корзина для мусора, куда все наши поправки сваливают», – не удержался от реплики с места депутат Михаил Мрыхин.
Любопытно, что, отвечая на вопрос «НГ» об отношении к идее проведения в Карелии пилотного эксперимента по отработке некоторых заложенных в проект Лесного кодекса механизмов, глава сенатского комитета по экономической политике, предпринимательству и собственности Оганес Оганян горячо ее поддержал и отметил, что это предложение тоже включено в число рекомендаций правительству. Но взявший следом слово Дамир Шедаев сообщил, что подобные эксперименты уже проводятся в ряде регионов, так что Карелия, мол, опоздала.
═
Петрозаводск