Прокуратура Ивановской области направила главе города Иваново Александру Грошеву представление об устранении нарушений законодательства в работе МУП «Ивановское трамвайно-транспортное управление», которое является монополистом в сфере перевозки пассажиров на трамваях и троллейбусах.
В частности, правоохранителей не устроило сокращение времени движения электротранспорта. В правилах пользования городским транспортом установлено, что в будние дни он начинает движение в 4 часа утра и заканчивает в полночь, а в выходные и праздничные дни должен работать с 6 до 23 часов.
«Эти требования о времени начала и окончания движения городского пассажирского транспорта управление не соблюдает, трамваи и троллейбусы начинают движение по маршрутам позже, а заканчивают – раньше установленного времени, – заявили корреспонденту «НГ» в прокуратуре области. – Кроме того, к нам поступила информация, что в вечерние часы (ориентировочно после 20 часов) на электротранспорте организованы так называемые «коммерческие» рейсы, при которых плата за проезд взимается с граждан без предоставления билетов. При этом эксплуатируется муниципальный транспорт, потребляется электроэнергия, плата за которую начисляется предприятию».
Правоохранительные органы сочли эту практику недопустимой, признали, что действия транспортников «создают социальную напряженность в городе, могут привести к причинению материального ущерба, физических и нравственных страданий жителям города» и не только потребовали устранить нарушения, но и привлечь директора муниципального предприятия Александра Полозова к дисциплинарной ответственности. Одновременно в мировом суде рассматривается дело об административном правонарушении, возбужденное прокурором Ленинского района Иваново в отношении Александра Полозова по статье «самоуправство».
Руководитель ТТУ с предъявленными претензиями не согласен. По его словам, ситуацию может исправить отказ от использования электротранспорта на убыточных маршрутах и замену их на автобусы.
«Если сейчас мы пустим трамваи и троллейбусы с 4 часов утра и до двенадцати ночи, мне нечем будет расплачиваться с энергетиками и рабочими, – заявил Александр Полозов. – А коммерческие рейсы мы организовывали лишь однажды, в новогоднюю ночь в 1999 году».
Встал за своего подопечного и мэр Иванова Александр Грошев. Он признал, что убытки транспортников и сокращение времени работы электротранспорта – последствия замены льгот на денежные выплаты.
«Монетизация привела к резкому уменьшению количества пассажиров: люди, получив деньги, перестали ездить по городу в поисках более дешевых макарон или буханки хлеба, – заявил мэр Иванова. – И даже льготные проездные ветераны перестали покупать. Деньги попали населению, но не достались транспортникам. А ведь еще старые долги висят за оказанные в прошлые годы услуги по перевозке льготных пассажиров – и транспортники зашатались. Первым разрушилось ПАТП-1, оно уже вошло в процедуру банкротства. Серьезные проблемы и у ТТУ. И чтобы не допустить развала предприятия, трамвайно-троллейбусное управление решило изменить режим работы».
Выходом из ситуации, как считают в городской администрации, станет фактическое перепрофилирование МУП «Ивановское ТТУ». Возможно, предприятие возьмет в лизинг 18 автобусов «ПАЗ», которые будут ходить по трамвайным и троллейбусным маршрутам в утренние и вечерние часы. Плата за проезд останется такой же, как в трамваях или троллейбусах, кроме того, будут действовать и льготные проездные не только для ветеранов и тружеников тыла, но и простых пенсионеров.
Иваново