Дмитрию Козаку приходится тушить еще одну горячую точку на Северном Кавказе.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
На Северном Кавказе появилась еще одна горячая точка. События в станице Бороздиновская, которая подверглась жесточайшей зачистке со стороны чеченского батальона «Восток», вполне могут перерасти в новый кровавый конфликт между Дагестаном и Чечней.
«По данным нашего расследования, – сообщил «НГ» сотрудник правозащитного центра «Мемориал» Дмитрий Грушкин, – 4 июня в Бороздиновскую вошла колонна спецбатальона «Восток». Правда, командира батальона подполковника Сулима Ямадаева среди них не было. Но местные жители узнали в лицо военнослужащего этого подразделения по кличке «Борода» (кстати, он является руководителем местного отделения «Единой России»). Затем всех мужчин согнали в местную школу, где несколько часов избивали. Было сожжено несколько домов, убит один старик, одиннадцать человек исчезли. 14 июня в одном из сгоревших домов нашли останки людей. По одной из версий карательная акция была ответом на убийство в селе отца одного из сотрудников батальона «Восток». Но кто убил – неизвестно. То есть не факт, что это были местные. После чего начался исход жителей под Кизляр, так как большинство жителей станицы – этнические дагестанцы».
«Мы еще неделю назад звонили в полпредство ЮФО, просили разобраться с этой трагедией, – сообщил «НГ» депутат Госдумы РФ Гаджи Махачев. – На днях полпред принял меры. А Госсовет Дагестана вообще собрался на заседание только на 18-й день после событий в Бороздиновской. Но почему не на второй? Более того, прислали ОМОН и стали дубинками вытеснять напуганных до смерти людей опять на территорию Чечни. А ведь речь идет не о частном случае, есть еще горячие головы, которые хотят реализовать мечты Дудаева о «великой Ичкерии от моря до моря». Мы с трудом удержали три тысячи молодых людей, которые собирались ехать в Бороздиновскую. Сегодня поднялся Кизлярский район, завтра поднимется Новолакский, потом Казбековский... Да что там Бороздиновская! Из села Куба, населенного казаками и кумыками, увезли 28 человек, 23 из них погибли».
Премьер-министр Чечни Сергей Абрамов уже заявил, что пострадавшим в Бороздиновской будут выплачены компенсации, дома восстановлены, и даже пообещал провести в станицу газ. «Подозреваемые уже есть, вопросы о компенсациях решаются», – сообщил «НГ» мэр Хасавюрта Сайгидпаша Умаханов.
Найден и «стрелочник» – им назначен глава администрации Шелковского района Хусейн Нутаев, которого президент Чечни Алу Алханов снял с должности. «Да причем здесь глава района? – прокомментировал это решение Гаджи Махачев. – Что он может сделать против батальона вооруженных солдат? Почему не сняли Ямадаева? Он же командир, он отвечает за своих подчиненных. Все эти «Востоки» и «Запады» нужно ликвидировать. Есть МВД и ФСБ Чечни, пусть они и работают. В Чечне нет никакой координации силовиков: каждый вытворяет, что в голову придет. Все на уровне махновщины».
«За последние 5 лет сколько раз уже передавалось руководство так называемой антитеррористической операции то от армии к ФСБ, то от ФСБ к МВД, что бардак этот вполне понятен, – сказал «НГ» депутат Госдумы РФ полковник Виктор Алкснис. – Можно, как страус, прятать голову в песок и делать вид, что войны в Чечне нет. Тогда, естественно, непонятны полномочия военнослужащих и получается то, что происходит. Но если признать честно, что в Чечне война, то нужно вводить военное или чрезвычайное положение и действовать на основании соответствующего закона».
Примечательно, что Дмитрий Козак, обычно оперативно реагирующий на возникновение конфликтных ситуаций в регионе, занялся проблемой Бороздиновской только через две с половиной недели после ЧП. «Думаю, Козак просто не очень хотел сам влезать в этот конфликт, – заявил «НГ» руководитель Агентства прикладной и региональной политики Валерий Хомяков. – Тем не менее, коль он там появился, скорее всего это решение первого лица государства. Я думаю, что именно Путин отдал полпреду соответствующее распоряжение».
Впрочем, в полпредстве это отрицают. «Никаких указаний из Центра не было, – сообщил «НГ» пресс-секретарь полпреда Федор Щербаков. – Козак вынужден был поехать в Чечню так поздно, потому что ситуация вышла из-под контроля и приобрела кризисный характер, Тот факт, что почти сто человек нечеченской национальности разбили лагерь под Кизляром, обострил и без того сложную ситуацию в Дагестане».
«Понятно, что какая-то реакция должна была быть, тем более на фоне обсуждения темы Чечни в ПАСЕ, – заявил «НГ» член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. – Потому что отсутствие реакции – показатель слабости Кремля и лично Дмитрия Козака, который продолжает доказывать, что он на Кавказе действительно ключевая фигура. Другое дело, что ситуация очень трудна для Москвы: дагестанцы настроены очень решительно. И в данном случае главная задача Центра – развести противников. При этом жестко пригрозить Кадырову, Ямадаеву и всей этой публике. А заодно показать ПАСЕ, что Москва достаточно энергично действует на Северном Кавказе».
Действительно, федеральный Центр оказался в крайне сложном положении. Привлечь к строгой ответственности Ямадаева и его бойцов означает настроить против себя стратегического союзника в Чечне. Не ровен час, Сулим Ямадаев уйдет в горы, хорошо им освоенные еще в первую чеченскую, когда он имел звание «бригадного генерала Ичкерии». Спустить дело на тормозах – вызвать возмущение дагестанцев, которые еще не забыли рейд Басаева и Гелаева на Дагестан.
Тем более что обе стороны вооружены до зубов. «Оружие у дагестанцев имеется, – утверждает Сайгидпаша Умаханов. – Ополченцы его после 1999 года не все сдали. Больше всего оружия, замечу, в даргинских селах – они просто едут в Чечню и везут оттуда пулеметы, гранатометы, автоматы». Да и у чеченцев «стволов» хватает.
«Подобные инциденты говорят о том, что мы теряем контроль над Кавказом, – полагает Валерий Хомяков. – Думаю, до событий, аналогичных 1999 году, не дойдет. Но нужно учитывать, что на ситуацию сильно влияют как недовольство в Дагестане многолетним правлением главы республики Магомедали Магомедова, так и конфликт внутри чеченского руководства, где все большее влияние получает Рамзан Кадыров. Что касается привлечения к ответственности Ямадаева и его бойцов, то, полагаю, на полпреда будет оказано мощное давление, чтобы дело спустили на тормозах».
═
Ростов-на-Дону