Сегодня во Владикавказе в Верховном суде Северной Осетии после однодневного перерыва продолжится процесс по делу единственного оставшегося в живых бесланского террориста Нурпаши Кулаева. Предыдущее заседание во вторник было фактически сорвано. Из 13 потерпевших, вызванных в суд, показания успел дать только один бывший заложник Казбек Дзарасов. Именно после его показаний заседание пришлось прекратить из-за поднявшегося в зале шума.
«Мы были возмущены тем, что Дзарасов в своих показаниях не стал говорить самого главного, – сообщила «НГ» председатель комитета «Матери Беслана» Сусанна Дудиева. – То есть о спрятанных в школе оружии и боеприпасах, о том, что террористы заставляли его ломать полы и вытаскивать их. Когда мы напомнили Казбеку об этом, он вынужден был признаться, что накануне ночью к нему приезжали незнакомые люди в камуфляже и приказали, по его словам, «держать язык за зубами».
«Следствие задает неконкретные вопросы, – утверждает Дудиева, – и не хочет выявлять истинной картины произошедшего. Поэтому трижды права в своих показаниях бывшая заложница Светлана Дзабисова, которая сказала, что никто не руководил операцией по спасению людей, штурмующие палили по людям».
«После суда, на котором Светлана давала показания, – рассказала «НГ» Рита Сидакова, чья дочь погибла в захваченной школе, – я еще раз спросила ее по поводу складированного оружия, о котором, кстати, ей рассказал учитель труда Александр Михайлов, с которым она находилась рядом. И Светлана мне поклялась, что все это правда». Заметим, что в обвинительном заключении ни о каких схронах оружия в школе не говорится.
После того, как судебное слушание прервали, часть пострадавших обратилась к Николаю Шепелю с ходатайством о возбуждении уголовного дела против бывшего главы УФСБ по Северной Осетии Валерия Андреева, бывшего главы МВД республики Казбека Дзандиева, главы МВД России Рашида Нургалиева, главы ФСБ России Николая Патрушева и его заместителя Владимира Проничева. «В связи с новыми показаниями Кулаева, – говорится в их обращении, – которые подтверждают наше мнение, о котором неоднократно сообщалось и следствию, просим возбудить против них уголовное дело по обвинению в халатности и бездействии в дни бесланской трагедии». Под заявлением стоят подписи 50 человек. По словам заявителей, это не последнее ходатайство такого рода. В последующих, утверждают потерпевшие, будет немало имен, в том числе и бывшего президента Северной Осетии Александра Дзасохова, который вчера был утвержден членом Совета Федерации РФ.
Между тем, заместитель генерального прокурора Николай Шепель, отвечая на вопросы журналистов, заявил, что основное расследование не завершено: «В частности, мы ставим вопросы перед экспертами по ситуационной экспертизе по поводу действий руководителей штаба».
Председатель комиссии парламента Северной Осетии по расследованию теракта в Беслане вице-спикер палаты Станислав Кесаев на днях заявил, что «большинство заложников в Беслане погибли по вине штурмовавших школу военных». А новоназначенный глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров пообещал, что выводы этой комиссии «будут обнародованы без купюр, независимо от их содержания». «У меня остаются вопросы, – подчеркнул Мамсуров, – причем как у мужчины и жителя Беслана, а не как у главы региона, на которые я буду искать ответ, если его не дадут федеральные власти».
Что касается федеральной парламентской комиссии по расследованию трагедии в Беслане, которую возглавляет сенатор Александр Торшин, то она в последние дни никак не комментирует проходящий во Владикавказе процесс и постоянно откладывает сроки обнародования своего итогового доклада.
Ростов-на-Дону