В Верховном суде Северной Осетии продолжился допрос потерпевших по делу Нурпаши Кулаева, единственного уцелевшего из террористов, участвовавших в нападении на школу в Беслане в сентябре прошлого года.
Элла Дзерассова оказалась в захваченной школе с сыном и внуком. Она опознала Нурпаши Кулаева. Из ее показаний Кулаев отбирал заложников, в основном детей, и уводил их на 2-й этаж. Ее сына уводили на 2-й этаж пять раз. Другие заложники, которых водили на второй этаж, впоследствии были убиты, а ее сын выжил. Другая потерпевшая Регина Кусаева, находившаяся среди заложников вместе с двумя детьми, которые были ранены, но остались живы, рассказала на предыдущем заседании о том, как в ночь на 2 сентября боевики обратились к заложникам со словами: «Исходя из нашего опыта, возможен штурм. Если выключится свет, ложитесь на пол. Оружия у нас много, отобьемся, а если нет – то взорвемся». А на следующий день, 3 сентября, Кусаева видела, как боевики поставили в открытые окна женщин и детей и заставили их кричать, чтобы по ним не стреляли. Однако, по словам потерпевшей, со стороны улицы последовали выстрелы в оконные проемы.
В отношении потерпевших к обвиняемому Нурпаши Кулаеву произошли изменения. Некоторые не скрывают, что их уже не интересует, какое в итоге наказание будет вынесено Кулаеву. А одна из потерпевших из Беслана – Марина Пак, потерявшая во время теракта дочь, заявила на суде, что Кулаева нельзя считать виновником случившегося. По ее мнению, Кулаев был самым незначительным лицом среди боевиков. «Единственная статья, по которой он виновен, – участие в захвате школы, сказала Пак. – Он должен проходить по этому делу не как подсудимый, а как свидетель».
Между тем и сам Нурпаши Кулаев на суде оказался от прежних показаний, которые он дал на следствии. По его словам, они были выбиты из него силой. «Тогда мне адвокат сказал подписать, и я подписал», – заявил Кулаев гособвинителю. Новые обстоятельства бесланской трагедии, о которых стал рассказывать Кулаев и которые подтверждают свидетели, резко отличаются от официальной версии. В то же время на прошлом заседании он заявил, что считает себя невиновным.
Как сказала коррреспонденту «НГ» председатель Комитета матерей Беслана Сусанна Дудиева, женщины, потерявшие детей в результате теракта, будут ходатайствовать о помиловании подсудимого, если он расскажет всю правду. При этом она высказала опасение, что Кулаева, начавшего излагать версию событий, которая резко отличается от версии властей, могут убрать и процесс будет внезапно остановлен. «Мы хотели бы, чтобы до конца следствия за Кулаева поручилась бы какая-нибудь международная организация».