Октябрьский районный суд Саратова полностью оправдал экс-директора ОАО «Саратовнефтегаз» (входит в состав концерна «ТНК–ВР») Станислава Тюрева. В его лице прокуратура обвиняла предприятие в безлицензионной разработке четырех месторождений на территории Саратовской области.
Суд установил, что под руководством Тюрева предприятие действительно разрабатывало месторождения, в том числе одно из крупнейших в Европе – Алексеевское, в 2002 и 2003 годах без соответствующей лицензии Минприроды РФ. В то же время суд учел, что руководство «Саратовнефтегаза» постоянно предпринимало попытки получить разрешительную документацию. Однако Минприроды упорно не желало выдавать компании лицензию. По мнению суда, отказ Минприроды объяснялся не столько реорганизацией, происходившей внутри ведомства в то время, сколько излишней забюрократизированностью этой структуры.
Кроме того, суд учел то, что безлицензионная нефтедобыча осуществлялась «Саратовнефтегазом» с ведома правительства Саратовской области. Ввиду непреодолимого сопротивления Минприроды оно разрешило компании добывать нефть без лицензии при условии, что нефтяники будут облагаться налогами по максимальным ставкам. Аналогичная практика в эти годы, как установил суд, существовала не только в Саратовской, но и в других областях.
Суд согласился с прокуратурой в том, что за 2 года работы под руководством Станислава Тюрева (с начала 2005 года он уже не является гендиректором, а занимает пост исполнительного директора предприятия) «Саратовнефтегаз» вдвое увеличил объем нефтедобычи, тем самым сильно перекрыв определенную для предприятия квоту. Однако с тем, что Тюрев добивался увеличения выработки ради ежегодных премий, суд не согласился.
Тюреву предъявлялись также обвинения в так называемой порче недр. На Алексеевском месторождении действительно применялось более мощное оборудование, чем это было предусмотрено проектом, что в конечном итоге привело к обводнению скважины и, как следствие, затруднило процесс нефтедобычи. Однако ни одна из трех экспертиз, проведенных в ходе процесса (исследование заказывали и нефтяники, и прокуратура, и, наконец, суд), не признала ущерб, нанесенный скважине, значительным. К тому же нефтяники напомнили, что по закону они могут возместить его только тем, что они производят,– то есть нефтью.
В результате суд постановил, что материальный ущерб в 166 миллионов рублей был исчислен прокуратурой неверно, и даже не принял к рассмотрению гражданский иск о взыскании этих денег. Станислав Тюрев признан невиновным по всем пунктам обвинения. Прокуратура, однако, заявила о намерении опротестовать решение суда.
«НГ» уже сообщала, что вместе с нефтяниками прокуратура пыталась привлечь к ответственности и чиновников Главного управления природных ресурсов Саратовской области. Руководство этой структуры обвинялось в том, что не сумело (или не захотело) препятствовать незаконной деятельности крупнейшей нефтяной компании региона.
Нынешней зимой чиновники также были полностью оправданы, и решение суда по их поводу опротестовано прокуратурой не было.
Саратов