Муниципальная реформа, призванная завершить строительство вертикали власти, не облегчит жизнь населения, но в несколько раз увеличит число чиновников и ляжет тяжким бременем на местные бюджеты. К такому мнению пришли главы районных администраций Саратовской области.
По словам главы Аткарского района Юрия Кошелева, в результате реформы Россия фактически вернется к советской системе разделения властей с ее условностью. «Над нами народ смеяться будет: в сельсовете вместо двух бездельников будет сидеть шесть – им даже стульев не хватит, – прогнозирует Юрий Кошелев. – Нам придется увеличить районный бюджет ровно в два раза. Кто нам даст еще 160 млн. руб.?»
Перспективы муниципальной реформы главы районных администраций обсуждали на встрече с губернатором Саратовской области Павлом Ипатовым. По общему мнению руководителей саратовских муниципалитетов, в районах нет ни кадров для заполнения образующихся в результате реформы вакансий, ни средств, чтобы оплатить работу чиновников. По подсчетам сотрудников областного правительства, до конца этого года во вновь образованных округах региона должно быть избрано свыше 4000 депутатов, в поселковых администрациях с начала будущего года дополнительно должны приступить к работе более 1600 чиновников. Где их взять и что, собственно, они будут делать, пока не понятно никому.
По замыслу разработчиков реформы местного самоуправления с 1 января 2006 года бюджеты сельских поселений должны будут наполняться за счет земельного и имущественного налогов. Не секрет, что эти налоги относятся к числу почти несобираемых. «Люди просто побросают эти земли, как уже пожарные побросали свою технику в районах», – убежден Юрий Кошелев.
Собравшихся пытался утешить министр финансов Саратовской области Александр Ларионов. По его словам, закон «О местном самоуправлении» позволяет концентрировать бюджетные средства в нынешних муниципальных образованиях. Однако непонятно, чем будут распоряжаться новые сельские чиновники.
Кроме того, в результате реформы муниципалитеты опасаются остаться без имущества. До конца года они должны передать его в госсобственность и успеть получить обратно. С одной стороны, всем понятно, что это такая форма инвентаризации, и никто не спорит с тем, что государство должно знать, чем оно в лице своих муниципалитетов владеет. С другой стороны, по словам глав районных администраций, процедура регистрации имущества в Бюро технической инвентаризации занимает слишком много времени и обходится довольно дорого. А поправки в законодательство, отменяющие плату за учредительную документацию, сейчас находятся на стадии подготовки, хотя часть муниципалитетов уже передала свое имущество государству.
Впрочем, муниципалитетов, успевших потратиться, в Саратовской области пока меньшинство: главы районов хотят получить гарантию, что имущество им возвратят в полном объеме. «Зачем такие сложности, если нужна просто инвентаризация? Кто будет выплачивать нам компенсацию, пока имущество находится в собственности государства. И как можно быть уверенным, что его не распродадут за это время?» – задаются вопросами главы районных администраций. И хотя саратовский губернатор уверенно заявляет, что «никто не ставит цели обкрадывать регионы», слово «гарантия» из его уст так и не прозвучало.
Саратов