Семинар «Перспективы развития отношений бизнеса и власти», состоявшийся в Москве, вызвал оживленное внимание со стороны представителей государственных и научных учреждений – ИМЭМО РАН, Российского института директоров и Независимого института социальной политики. Со стороны бизнеса в семинаре приняли участие руководители ряда предприятий химической отрасли.
По мнению директора Национального института корпоративной реформы Александра Попова, до последнего времени в отношениях бизнеса и власти существовало хрупкое равновесие: «бизнес платил налоги согласно собственному разумению – власть эта ситуация устраивала». «Сегодня, – отметил Попов – в бизнесе возникла, как считают некоторые представители бизнеса, революционная ситуация. Диалог бизнеса и власти буксует. Биржа замерла. Индекс РТС продолжает падать». Именно эту ситуацию и обсудили участники семинара.
По мнению первого заместителя директора Института мировой экономики и международных отношений РАН Александра Дынкина, «розовый период отношений бизнеса и власти закончился». Если прежде бизнес работал на территории власти, то сейчас, наоборот, власть работает на территории бизнеса. Стороны занимаются «перетягиванием каната». Поиск выхода из сложившейся ситуации осложняет отсутствие институтов гражданского общества. Статистические данные подтверждают эту ситуацию. Чистый отток капитала из России в 2004 году составил 12 млрд. долл., что в три раза превышает цифры предыдущего 2003 года. Происходит усиление курса на укрепление государственной собственности, что видно на примерах «Газпрома», ВТБ и др. Но в результате этого процесса выигрывают лишь отдельные группы, но не государство. «Необходимыми условиями для изменения сложившегося положения являются, как минимум, стабильность прав собственности и предсказуемость экономического курса», – считает Дынкин.
По мнению собравшихся, несмотря на то что ежегодное Послание президента Путина Федеральному собранию носит либеральный характер, в экспертной среде существуют определенные сомнения относительно последовательности власти в приверженности этому курсу и его реализации. Другой важный вопрос – насколько бизнес поверит государству и насколько консолидированной будет его позиция.
На семинаре были обнародованы цифры, косвенно комментирующие все происходящее в отношениях бизнеса и власти. Так, капитализация российских нефтяных компаний составляет лишь 50–55% от потенциала, что гораздо ниже, чем у иностранных нефтяников, несмотря на то что доказанные запасы российских компаний существенно выше. Значит, потенциал роста наших компаний огромен. При благоприятном развитии индекс РТС может быть и 800–850. Но возникают все новые проблемы, хотя и совсем иные по сравнению с 90-ми годами.
Участники семинара обсудили несколько сценариев выхода из тупика «бизнес vs государство». Их может быть несколько. Первый – либеральный, когда государство оказывает бизнесу поддержку. Однако вопрос снижения ставки НДС – это не классическая либеральная схема. Проблема повторных налоговых проверок также в нее не вписывается. Участники семинара отметили, что решение о том, что разрешение на повторные налоговые проверки будет давать только комиссия, специально созданная в Минфине, пока не выполняется, что также усложняет отношения бизнеса и власти. Также вряд ли возможен сценарий, при котором власть не будет подавать бизнесу новых сигналов.
Таким образом, оптимистического выбора сценария развития отношений бизнеса и власти пока не существует – считают участники семинара. Скорее в его выборе будут иметь значение объективные факторы, как, например, приближение 2008 года. «Бизнесу можно дать только несколько советов, отметили на семинаре. Первый: внимательно следить за происходящим во власти. Второй: определить, что бизнес сам хочет во власти. Как отметил директор политических программ СВОП Андрей Федоров, негативным фактором является то, что бизнес разобщен и не является политическим игроком. «Пока что голос бизнеса ограничивается корпоративным лоббизмом», – считает Федоров.
В целом собравшиеся пришли к мнению, что вопрос отношений бизнеса и власти в нашей стране пока остается открытым и только от консолидированных усилий бизнесменов и чиновников зависят новые формы этих отношений.