На судебном заседании Нурпаши Кулаев неожиданно вспомнил русский язык.
Фото Reuters
Вчера в Верховном суде Северной Осетии продолжилось слушание уголовного дела единственного оставшегося в живых террориста Нурпаши Кулаева, принимавшего участие в захвате школы № 1 г. Беслана в сентябре прошлого года. Вчерашнее заседание началось с допроса подсудимого. Нурпаши Кулаева привезли в суд наголо остриженным, хотя до этого у него были длинные волосы. Свидетели и потерпевшие, находившиеся в зале заседания, встретили подсудимого неодобрительными криками, но затем внимательно выслушивали его показания.
Первоначально Кулаев отказывался отвечать на вопросы, сославшись на плохое знание русского языка: «Я много что могу рассказать, но на русском не могу». После этого в зале заседаний кто-то громко выкрикнул: «Это его проблемы!» Затем подсудимый все же согласился рассказать о своем участии в нападении на школу и ответил на вопросы адвоката Альберта Плиева.
Кулаев говорил о своей непричастности к насильственным действиям в ходе захвата школы и о том, что его участие в совершении теракта было случайным. Он рассказал, что 31 августа его захватили боевики и спрашивали о брате, который состоял в незаконных вооруженных формированиях с 1994 года. При этом они обвиняли брата и самого Нурпаши Кулаева в сотрудничестве с федералами. Впрочем, как признался сам подсудимый, у него действительно было удостоверение сотрудника безопасности президента Чечни.
Перед нападением на Беслан террористы собрались в лесу у села Сагапши в Ингушетии. Нурпаши Кулаев подтвердил, что в теракте принимали участие 32 боевика, среди которых были две женщины-смертницы. Часть нападавших (их было примерно человек 10) высказали недовольство вожаку банды, что им пришлось захватывать школу, хотя рядом было отделение милиции.
Руководил операцией, по словам Нурпаши Кулаева, некий Полковник. Только во время следствия Кулаеву сообщили, что это был Расул Хачубаров. После того как главарь банды взорвал двух женщин из заложниц, он якобы заявил: «Я не пришел сюда играть, а выполнять приказ Басаева и Масхадова».
Подсудимый рассказал, что во время посещения школы экс-президентом Ингушетии Русланом Аушевым один из главарей боевиков требовал прислать на переговоры трех человек, в том числе президентов Северной Осетии Александра Дзасохова и Ингушетии Мурада Зязикова. За каждого из них террористы обещали отпустить по 150 человек и гарантировать им жизнь.
Но, по словам Нурпаши Кулаева, боевики с самого начала не собирались вести никаких переговоров и сдаваться. Подсудимый заявил, что причиной взрыва в спортивном зале стало то, что боевика, который держал ногу на взрывателе, расстрелял снайпер. После этого Полковник приказал боевикам отстреливаться до последнего, предупредив: «Они никого не будут жалеть!» После этого начался штурм здания.
Дальнейшие показания подсудимого сбивчивы. Нурпаши Кулаев, по его словам, попытался бежать и выпрыгнул из окна. При этом он кричал бойцам группы «Альфа», чтобы те не стреляли, потому что в зале нет боевиков. Свою непричастность к боевикам Нурпаши Кулаев попытался обосновать такими словами: «Если бы я был боевиком, меня бы не взяли живым».
Владикавказ