Вчера прокурор Томской области направил в областной суд представление о даче заключения о наличии в действиях Сергея Шимкевича, управляющего ОАО «Томскнефть» (основного актива ЮКОСа на территории Томской области) признаков преступления, предусмотренных п. «б» ч. 2 ст. 171 УК РФ. Суд должен дать заключение по фактам незаконной предпринимательской деятельности «Томскнефти» ВНК в период 2001–2004 годов. Компания и ее руководители обвиняются в превышении уровня максимальной добычи нефти предусмотренного лицензионными соглашениями. Это уже пятое дело, возбужденное против нефтяной компании.
Несколькими днями раньше, комментируя уголовное дело, которое областная прокуратура 19 мая возбудила в отношении «Томскнефти» по факту добычи нефти с превышением объемов, определенных лицензионными соглашениями, начальник департамента природных ресурсов областной администрации Александр Адам, в частности, сказал: «Реальные запасы нефти могут быть больше проектных. Обнаружится это только в процессе добычи. У геологоразведки погрешность, как у метеорологов, – 50 на 50. Если добыча превысила показатели, то могут отозвать лицензию или приостановить производство. Но это еще не повод возбуждать уголовное дело. По всей видимости, правоохранители что-то недоговаривают, потому что наказывают за деньги, а не за то, что добыли больше, чем положено».
На вопрос корреспондента «НГ», чем вызвано именно обращение прокурора с «представлением о заключении», а не прямая передача дела в суд, руководитель пресс-службы областной прокуратуры Галина Жога сказала, что такая процедура предусмотрена именно в отношении депутатов (Сергей Шимкевич – депутат областной Думы, в стенах которой еще совсем недавно ему вручили знак отличия как одному из лучших менеджеров России).
Сообщение об этом шаге прокуратуры прокомментировал председатель Государственной Думы Томской области Борис Мальцев. «Видимо, есть формальные признаки, по которым прокурор и предпринял свои действия, – сказал председатель. – Но формально можно сделать все что угодно, можно и судьбу человека не брать в расчет. И получится: по форме – правильно, а по существу – издевательство. Я думаю, что в этой ситуации прокурор области мог бы поставить в известность и председателя Думы, и депутатов областной Думы, сказать, что, мол, есть такое дело, будем депутата привлекать к ответственности. Но это для меня новость, я это слышу впервые, слышу от журналиста, а не от прокурора. Кстати сказать, по нашему областному закону именно депутаты должны давать согласие на привлечение депутата к ответственности. А по федеральному закону действительно такого права мы не имеем. Так что с точки зрения социального спокойствия на территории области, с точки зрения уважительного отношения к людям, которых избрало население, именно депутатский корпус должен был бы рассматривать такие вопросы. Депутата могут привлечь к ответственности с санкции прокурора. И формально прокурор будет прав, а по-человечески, я думаю, нет. Меня это очень огорчает».
Томск