В изделиях камнереза Сергея Матренина причудливо переплелись реальность и абстракция.
Фото автора
В коллекции екатеринбургского камнереза Сергея Матренина более ста пятидесяти работ. Он регулярно устраивает выставки в разных городах России по одному ему ведомым законам жанра: в разных ракурсах, с разной подсветкой и в разных витринах. Свой каталог он назвал «Мои мысли, мое виденье мира, вырезанное в твердом камне, обозначенное в картинах, намеченное в словах». Почти к каждой работе он придумал афоризм. Например, «Бог и дьявол – это только некоторые стороны одного явления»┘
– Я не Данила-мастер. Занимался одиннадцать лет геофизикой. А потом, как говорится, прорвало. В Екатеринбурге несколько тысяч камнерезов, но никто не делает то, что я. Я пытаюсь передать в камне эмоциональные отражения человеческих взаимоотношений. Технологию приходится изобретать практически для каждой вещи. На Урале этим занимаются человек пять...
Его искусство сравнимо с работой скульптора: бормашиной убирается лишнее, затем с помощью алмазных инструментов реализуется с ювелирной точностью задумка. Силуэты ускользающих лиц, изломанные фигурки и контрастные абстракции с характерными названиями «Мечта идиота», «В поисках», «Следы чувств».
Сергей Матренин свободный художник, но работы свои не продает: отчасти потому, что на них было много затрачено труда и эмоций, отчасти потому, что на этом особо не заработаешь.
– Человеку нужно не то, чего у него нет, – говорит художник, – а то, что есть у соседа. Поэтому продаются в основном цветочки всякие, шары, бижутерия. Еще мистикой люди увлекаются – «целительные пирамидки» из камня для них делаю.
Человек, утверждает Матренин, руководствуется эмоциями, ощущениями, заложенными в него с детства. Поэтому у него возникает доверие на ментальном уровне ко всему, что говорится, например, с экрана телевизора и приветствуется так называемым общественным мнением. А вот разумные доводы соседа или ближнего остаются порой не услышанными. По этой же причине, говорит художник, очень трудно продавать работы из натурального камня. Люди предпочитают величественных гусей-лебедей из «хрусталя». Разубеждать людей в том, что они поклоняются фальшивкам, Матренин не собирается. Он просто возит свои работы по городам Урала и показывает людям.
═
Екатеринбург