Российские чиновники, заявляя, что впервые за трехсотлетнюю историю мы получили «юридически оформленную границу с Китаем» и что острова под Хабаровском никогда не принадлежали ни России, ни Советскому Союзу, мягко говоря, ошибаются. Массированная атака МИДа на Думу оказалась успешной. Соглашение о границе с КНР ратифицировано большинством голосов депутатов.
Однако стоит отметить, что такая юридическая процедура состоялась еще в 1860 году, когда между Россией и Китаем был заключен Пекинский договор, в 1861 году подтвержденный картой с красной линией границы. По этому договору почти все острова вдоль границы были закреплены за Россией. Теперь об этом договоре никто не упоминает. А 22 июня 1886 года в городе Хунчун «представители Российской и Дайцинской империй подписали соглашение, которым подтверждали прохождение линии государственной границы в соответствии с договором 1860 г.». Кстати, до заключения Пекинского договора эти острова не принадлежали Китаю и не были «спорными».
Сегодня действует пресловутое Соглашение 1991 года, по которому в результате придуманной демаркации границы Россия потеряла почти 1500 кв. км территории островов на Амуре и суши в Приморском крае. «Просто так мы не отдаем ни пяди российской земли,– заявляют наши чиновники. – Речь идет о разграничениях и уточнениях прохождения границы». С такой формулировкой они ушли от необходимости постановки вопроса о границе на референдум. В результате почему-то уменьшается площадь территории России. На Амуре эта пядь составляет около 375 кв. км.
Полгода назад президент РФ подарил Китаю острова под Хабаровском в надежде на укрепление добрососедства и доверия. А ведь вопрос о передаче более тысячи квадратных километров территории России должен решаться референдумом. Но было, как всегда, не до этого. Тем более что в газетах с восторгом сообщалось «о прорыве в Азию», о том, что речь идет о «нескольких небольших островах, намытых водой в русле реки». Однако это не дает оснований заявлять, что острова никогда не принадлежали России и СССР.
Сценарий этой трагикомедии еще не дописан. Вот каким может быть один из вариантов его финала. Поскольку китайцам разрешено плавать через Хабаровск из Амура в Уссури и обратно, им теперь нет расчета расчищать фарватер в Казакевичевской протоке от барж и корзин с камнями, которые целенаправленно затапливались для скорейшего ее обмеления. Теперь скорее всего они станут еще более активно ее засыпать, чтобы полученные острова причленились к китайскому берегу. Вот тогда китайцы отбросят свой основной мотив с обоснованием притязаний на острова, своего рода географический нонсенс, по которому главная река Амур впадает в свой приток Уссури. Уссури действительно станет впадать в Амур в самом Хабаровске, а не на 30 км выше Хабаровска, и, значит, вновь встанет вопрос об упорядочении границы, которая должна будет проходить через краевой центр.
Фактически получилась игра в одни ворота. Мало того что Россия лишилась заметной части своей территории. К ней прибавилась площадь островов, закрепленных в так называемом совместном пользовании, где хозяйничают только китайцы, причем хищнически: вырубая растительность, распахивая до уреза маломощные аллювиальные почвы, катастрофически теряющие гумус. Такие острова активно размываются в паводки. Усилилось многократно браконьерство как в акваториях островов, так и у российских берегов. Продолжается активный размыв российского берега Амура за счет свала основного потока реки к левому берегу, чему способствовало искусственное обмеление правобережных проток с целью причленения островов к коренному берегу. Наконец, неуютно стало амурчанам на российском берегу.
У нашего правительства нет государственной политики закрепления населения в Приамурье, создания режима наибольшего благоприятствования для улучшения жизни россиян, обеспечения их работой и достойной зарплатой и для переселения русских, которые маются в ближнем и дальнем зарубежье.
Теперь у россиян совсем не будет уверенности в том, что чиновники не обоснуют передачу Курил и Сахалина и иных, вдруг ставших спорными, территорий, про которые они скажут: «Никогда не были российскими».
Еще не поздно дать правовую оценку соглашению «между Союзом Советских Социалистических Республик и Китайской Народной Республикой о советско-китайской границе на ее восточной части» от 1991 года и фактических результатов его реализации, в том числе признать его юридическую несостоятельность.