Муртаза Рахимов уверен, что сможет избежать участи саратовского губернатора Дмитрия Аяцкова.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Попытку федеральной власти провести региональную политическую реформу с отменой выборности губернаторов и переходом к их назначению федеральным Центром вряд ли можно назвать удачной. Вопреки прогнозам о замене президентом большинства руководителей регионов почти все губернаторы, обратившиеся к Владимиру Путину с вопросом о доверии, получают согласие главы государства на новый срок. Похоже, новая формула переназначения глав субъектов Федерации, предложенная президентом осенью прошлого года, на поверку оказалась не чем иным, как псевдолегитимным способом продления полномочий большинства губернаторов, у которых они истекли – согласно Закону «Об общих принципах организации государственной власти в субъектах Федерации» от 19 октября 1999 года.
С начала 2005 года с вопросом о доверии к Владимиру Путину уже обратились 13 губернаторов. Первыми из них стали приморский губернатор Сергей Дарькин и тюменский – Сергей Собянин. В настоящий момент высокого президентского доверия уже удостоились губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, Амурской области – Леонид Коротков, Владимирской области – Николай Виноградов, губернаторы Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов – Юрий Неелов и Александр Филипенко, глава Челябинской области Петр Сумин, губернатор Орловской области Егор Строев, глава Татарстана Минтимер Шаймиев, губернатор Костромской области Виктор Шершунов, губернатор Эвенкии Борис Золотарев, губернатор Пензенской области Василий Бочкарев.
Президент отправил в отставку только трех губернаторов: тульского Василия Стародубцева, саратовского Дмитрия Аяцкова и главу Корякского автономного округа Владимира Логинова. Причем Василий Стародубцев не мог занимать губернаторский пост в силу достижения им предельного возраста, а Владимир Логинов был снят с должности президентом за откровенно ненадлежащее исполнение полномочий. Получается, что саратовский губернатор – единственный глава региона, отправленный в отставку в чистом виде. И чего тогда стоило все это затевать!
Начав проведение политической реформы в регионах, федеральный Центр столкнулся с весьма болезненной проблемой, наличие которой вынужден был признать глава президентской администрации Дмитрий Медведев: «В прежние годы, – заявил высокопоставленный чиновник, – был так называемый кадровый резерв. Его отсутствие ощущается сегодня чрезвычайно сильно».
Например, главного инженера Конструкторского бюро приборостроения Вячеслава Дудку, наделенного полномочиями губернатора Тульской области, никто не знал в регионе ни как политика, ни как организатора. Многие представители тульской региональной элиты до сих пор пребывают в недоумении от выбора Кремля.
По-видимому, федеральная власть была вынуждена отказаться от первоначальных планов масштабного обновления губернаторского корпуса в связи с приближающимися выборами в Госдуму и президента. Ведь помимо лояльности от губернаторов требуется умение контролировать вверенную им территорию. Новым руководителям, назначенным президентом, зачастую без серьезных консультаций с региональными элитами вряд ли под силу выполнение этих задач. Поэтому федеральный Центр вынужден вновь идти с ними на компромисс, то есть продлевать срок полномочий уже избранных губернаторов.
Реформа вертикали власти, апофеозом которой стало фактическое назначение президентом и кремлевской бюрократией губернаторов усугубила опасность развала России.
Как показывают недавние события в регионах, вместо консолидации элит углубляется их раскол. Оппозиция действующим губернаторам и президентам национальных республик, вынужденная до этого дожидаться окончания сроков полномочий и всеобщих выборов, чтобы добиться смены власти, теперь апеллирует к главе государства. Протестные движения в наиболее болезненных и острых формах развернулись в национальных республиках Башкирии, Северной Осетии, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Дагестане, Калмыкии.
Безусловно, народное недовольство не возникает на пустом месте. У людей, выходящих на улицы и площади, перекрывающих транспортные магистрали, есть вполне обоснованные претензии к Муртазе Рахимову, Александр Дзасохову, Мустафе Батдыеву и другим региональным лидерам. Однако без соответствующей финансовой подпитки, умелой организации, четко спланированного плана действий протестные движения не могут быть столь эффективными. Разумеется, руководители и режиссеры народного недовольства, как правило, не афишируют себя, особенно если они находятся не в регионах, а в Москве.
Выступления оппозиции против лидеров республик Северного Кавказа – Мустафы Батдыева, Мурата Зязикова и других лидеров республик Северного Кавказа – вызвали, похоже, серьезную озабоченность в администрации президента. Примером тому стали жесткие заявления полпреда Южного федерального округа Дмитрия Козака, который дал понять, что федеральный Центр не намерен идти на поводу у оппозиции, пытающейся своими действиями оказать давление на власть. В администрации президента ясно осознавали, что идти на уступки ни в коем случае нельзя, поскольку это будет расценено оппозицией как проявление слабости со стороны Москвы. Вместе с тем не замечать нарастающего недовольства в республиках коррумпированными режимами федеральный Центр тоже не может.
Похоже, федеральная власть, провозгласившая построение вертикали власти, загоняет себя в ловушку. Поддерживая непопулярных лидеров республик, она теряет авторитет в глазах жителей этих регионов, которые, кстати, оказали президенту Владимиру Путину значительную поддержку на выборах.
Вместе с тем федеральный Центр не может избавиться от преданных ему людей, как, например, от Мурата Зязикова, которого считают одним из ставленников Владимира Путина. В итоге администрации президента ничего не остается, как оттягивать решение вопроса, все больше загоняя проблемы вглубь.
Лидер Татарстана Минтимер Шаймиев высказался о том, что федеральному Центру все равно придется возвращаться к выборности губернаторов, без которой невозможен федерализм в России. Только время покажет, насколько это утверждение долгожителя российской политики окажется правильным.