0
787
Газета Регионы России Интернет-версия

16.05.2005 00:00:00

Анклав раздоров и обид

Соломон Гинзбург

Об авторе: Соломон Израилевич Гинзбург - сопредседатель общественного движения "Западный край России", депутат Калининградской областной Думы, политолог.

Тэги: калининград, ес


Ровно год назад Евросоюз пополнился десятью новыми членами, в том числе Литвой и Польшей. С этого времени Калининградская область оказалась в эпицентре геополитических комбинаций, разыгрываемых набирающей мощь объединенной Европой.

Уникальная ситуация, в которой находится Калининград, отмечающий этим летом свое 750-летие, становится поводом для новых мифов: от попыток подлатать «окопное сознание» до выводов о дрейфе анклава от России. В итоге сегодня внешняя политика России на западном направлении стала зоной причудливого сочетания этих двух векторов. Первый из них культивирует оборонное сознание исходя из нарастающих угроз по принципу «враг у ворот» и видит в ЕС серьезный барьер на пути «национальных интересов государства». Второй – либерален по своей сути и рассматривает контакты с ЕС в качестве ресурса развития. Похоже, побеждает первый вектор.

К сожалению, главные актеры на этой политической сцене – Москва и Брюссель – окончательно отдали переговорный процесс на откуп своим чиновникам. «PR-забота» о почти миллионе россиян, отрезанных от «большой» России, бесконечные игры в фантомные интеграционные пространства, имитация партнерства активно выталкивают Калининград в зону европериферии.

Анализ последних лет свидетельствует, что взгляды России и ЕС на то, какие вопросы следует обсуждать, расходятся. Для европереговорщиков, демонстрирующих «твердокаменность» процедур, главными являются проблемы демократии и прав человека. РФ же акцентирует внимание на конкретике (визы, торговля, энергосотрудничество). Уже в 2002 году стало ясно: матрица взаимодействия РФ и ЕС должна быть перезагружена. Однако Россия по-прежнему зациклена на следующем алгоритме работы: переговоры–торг–компромисс–решение. С ЕС такая схема не работает.

Тем временем в регионе накапливается потенциал социальных обид. Ясно, что в Калининграде не может проявляться этнический либо конфессиональный сепаратизм: область фактически является микромоделью СССР. Однако постепенно антибюрократические настроения трансформируются в антифедералистские.

Между тем давно уже пора выработать собственную модель совместимости западного региона с ЕС, досконально изучив швейцарский и норвежский опыт. Но о какой интеграции в Европу можно говорить, как это сделать, если, к примеру, инициатива Калининградской областной Думы о безвизовом въезде граждан, представляющих страны ЕС, в нашу область была с треском провалена большинством Государственной Думы РФ еще год назад. А ведь если бы эта законодательная инициатива была поддержана, Россия сыграла бы на опережение, демонстрируя готовность к реальному сближению с Евросоюзом. Кстати, о визах как наглядном показателе готовности России к сотрудничеству с ЕС – уже не один год власти региона не могут предоставить нормальные помещения для генконсульства Германии и представительства Латвии. А ведь решение данной задачи значительно бы облегчило процесс получения зарубежных виз для калининградцев.

Заметим, кстати, что еще летом 2001 года на заседании Совета безопасности РФ было принято решение об издании указа президента России «Об основных направлениях федеральной политики в отношении Калининградской области». Решение-то было, да вот весь «пар ушел в свисток». А ведь либеральная идеология указа подтвердила бы курс России на европеизацию. Данный указ, как форма закрепления федеральной политики в отношении области, способствовал бы сохранению суверенитета России, улучшению условий для бизнеса и снижению административных барьеров, развитию инфраструктуры, стимулирование экспорта и конкурентоспособности. Но складывается впечатление, что федеральный Центр пока не определился с ответом на вопрос: «Калининград – это Гонконг или танкодром»?

Мне кажется, что нужно последовательно добиваться заключения рамочного соглашения между Россией и ЕС о развитии Калининградской области как региона сотрудничества. Данный документ стал бы сводом правил игры, которыми следовало бы руководствоваться применительно к региону, оказавшемуся в уникальной геополитической ситуации. Добиваться международного соглашения гораздо важнее, чем вести бесплодную и невнятную дискуссию, связанную с новой редакцией закона об Особой экономической зоне.

Увы, когда анализируя то, что сегодня предлагает партия власти в лице «Единой России» и ее конъюнктурные сторонники, видишь пустоту, бюрократический произвол и залежалые идеи, чреватые для Калининградской области нищетой и сепаратизмом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1723
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1073
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
780
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1058

Другие новости