Сразу после майских праздников губернатор Свердловской области Эдуард Россель произвел серьезные кадровые перестановки в своей администрации, уволив ее руководителя Вениамина Голубицкого. По мнению политологов, это связано с усилением противоречий в окружении главы области, обусловленной в значительной степени неопределенностью будущего политического ландшафта в регионе.
Традиционно на Среднем Урале не доминировала ни одна из политических групп влияния. По данным сотрудника аппарата полпреда президента РФ в Уральском федеральном округе (УФО) Ильи Горфинкеля, в области можно выделить четыре основных центра власти и несколько второстепенных. Реальные рычаги управления находятся в руках команды Эдуарда Росселя. Последний, по утверждению руководителя информационно-аналитического отдела мэрии Екатеринбурга Сергея Тушина, по-прежнему имеет возможность влиять на региональные структуры федеральных органов власти. Правда, в последнее время, считает Тушин, и бизнесмены, и чиновники перестали автоматически выполнять губернаторские команды, выдерживая классическую паузу.
К тому же команда главы области не монолитна: уволенному прагматику Вениамину Голубицкому противостояли две непримиримые группировки, трения между которыми, полагает Илья Горфинкель, сравнимы по напряжению с противостоянием команды губернатора другим центрам влияния в области: мэрии Екатеринбурга, федеральным финансово-промышленным группам (ФПГ) и депутату Госдумы Валерию Язеву.
Первая группа в окружении Эдуарда Росселя традиционно ориентируется на председателя правительства Алексея Воробьева, еще с 2003 года вынашивающего планы занять место губернатора; вторую составляют чиновники, не имеющие политических перспектив после сложения Росселем с себя полномочий. Интриги последних, полагают эксперты, привели к отставке Голубицкого, резкой поляризации двугих центров влияния и могут привести к возобновлению войны между областью и администрацией Екатеринбурга, возглавляемой Аркадием Чернецким.
«Война, приостановленная было во имя сохранения за местными элитами контроля над регионом, может приобрести более ожесточенный характер, – заявил «НГ» ученый секретарь института философии и права Уральского отделения РАН Константин Киселев. – «Холдинг» Чернецкого располагает очень солидными ресурсами, контролируя землеотводы и торговый бизнес. Причем возможности мэрии с принятием нового законодательства, регулирующего строительство в муниципалитетах, и ускоренным развитием Екатеринбурга как мегаполиса будут только возрастать».
Именно последнее обстоятельство и позволяет утверждать, что на Среднем Урале по-прежнему сохраняется «биполярный мир», поколебать который не смогли ни федеральные ФПГ, ни организованные преступные сообщества (ОПС). Первые вынуждены сотрудничать с властями, поскольку, диверсифицируя свой бизнес, решили заняться офисным строительством в Екатеринбурге, а вторые за последние полгода подрастеряли свое влияние после объявленной им полпредом Петром Латышевым войны.
По словам Ильи Горфинкеля, часть бизнеса, примыкавшего к криминальным сообществам, превратилась в самостоятельные второстепенные центры влияния, ориентирующиеся на одну из групп в команде Эдуарда Росселя. Наиболее же одиозная часть ОПС лишилась политического прикрытия и теперь больше озабочена не проникновением во власть, а сохранением оставшегося бизнеса.
Сюрпризов «биполярная» область в большей степени ожидает от федеральных элит, с которыми сложились неплохие отношения у президента Российского газового общества Валерия Язева. Последнего не устраивает ни одна из групп в окружении Росселя – возможно, потому, что руководство области противостоит попыткам ряда крупных ФПГ прийти в регион. По словам члена прогубернаторского движения «Преображение Урала» Анатолия Матросова, губернатор пытается договориться: сейчас идет притирание олигархической и бюрократической номенклатур, от результатов которого и будет зависеть, представителю какого центра влияния будет дозволено властвовать. Реальное же управление областью, по словам Матросова, номенклатура давно присвоила себе.
Екатеринбург