Повседневных забот у главы республики, как у любого руководителя региона, немало. Монетизация льгот, преобразования в жилищно-коммунальной сфере, нововведения в образовании, новый Лесной кодекс, реформирование местного самоуправления┘ За всем этим – решение организационных, кадровых, финансовых вопросов. Безусловно, проведение реформ не самоцель, они должны в конечном счете способствовать росту благосостояния населения. Да и люди ждут от власти позитивных результатов, зримых перемен к лучшему. Они, безусловно, правы в своих ожиданиях.
8 июня Карелия отмечает 85-летие государственности. Республика встречает юбилей в хорошей форме, с рабочим настроением. Залог нынешних и будущих успехов – в динамичном развитии экономики.
В 1998 году наша республика занимала 51-е место по социально-экономическим показателям, сегодня – 21-е. И у нас есть потенциал для дальнейшего роста. В прошлом году в Карелии достигнут самый высокий темп роста промышленного производства за последние пять лет – 9,3%. Это значительно выше, чем в среднем по России. Возросло количество действующих малых предприятий. В Карелии 92% таких предприятий работают с прибылью. Это самый высокий показатель в Северо-Западном федеральном округе.
Гордость республики – флагманы современной индустрии. Крупнейшее предприятие целлюлозно-бумажной промышленности ОАО «Кондопога» (бывший Кондопожский ЦБК) целенаправленно ведет обновление производства, вкладывает значительные средства в развитие социальной сферы. Здесь построен замечательный Ледовый дворец, который посещал президент РФ Владимир Путин, другие объекты, способствующие утверждению здорового образа жизни.
Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат постоянно наращивает объемы производства, планомерно реализует программу технического перевооружения.
Стабильно работают ведущие металлургические предприятия – ОАО «Карельский окатыш» и Надвоицкий алюминиевый завод. Они прочно удерживают завоеванные позиции на внутреннем и мировом рынках.
Большими событиями для республики стали завершение строительства магистрального газопровода Петрозаводск–Кондопога, спуск на воду двух судов класса «река–море» «Россиянин» и «Украинец». Продолжается электрификация участка железной дороги от Мурманской области на севере до Ленинградской на юге.
За последние годы в республике появились новые предприятия, которые вносят весомый вклад в экономику края.
Нас, конечно, радуют цифры роста, но они не дают оснований для самоуспокоенности. Если думать о завтрашнем дне, то приходится брать новые, более сложные рубежи.
«Россия крайне заинтересована в масштабном притоке частных, в том числе иностранных, инвестиций, – отмечал президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию 25 апреля. – Это наш стратегический выбор и стратегический подход».
Сегодня нами взят твердый и неуклонный курс на привлечение инвестиций в экономику республики. Нужно максимально эффективно использовать свое географическое положение – стать мостом между Россией и Европой. Мы приглашаем в Карелию всех, кто хочет с нами сотрудничать. Чем больше появится новых производств в республике, тем лучше будет всем жителям Карелии. Конечно, при условии, что новые хозяева намерены вести честный бизнес и аккуратно платить налоги.
Такая открытая и честная позиция привлекает в республику деловых людей. Около 70 предприятий строится на территории нашего края, из них два десятка – в Петрозаводске. Значит, пополнится государственная казна, появятся новые рабочие места.
В ближайшие годы республика намерена активно интегрироваться в европейскую экономику. Имея экспортную направленность, Карелия участвует в международной промышленной кооперации, готовится к вступлению России в ВТО. Внимание основных участников экономической деятельности смещается с традиционных торговых партнеров (Финляндия) на страны – лидеры Европейского союза. В приграничном городе Костомукша создано предприятие по производству электрооборудования для автомобилей «Скания» и «Вольво». В Карелии прочно обосновались такие скандинавские гиганты, как «Стора Энсо» и «ИКЕА». В Медвежьегорске мы поддерживаем канадского предпринимателя, в Питкяранте – финского, в Костомукше – шведского. Число таких примеров множится.
Статус транзитного региона предполагает наличие развитой транспортной инфраструктуры. Для Карелии это направление всегда остается приоритетным. Практически достроена наша часть Северного транспортного коридора, соединившего кратчайшим путем Карелию и Финляндию с Архангельской, Вологодской и другими восточными областями. На очереди сдача в эксплуатацию железной дороги Ледмозеро – Кочкома, которая обеспечивает удобный выход к финским портам в Ботническом заливе Балтийского моря. Скоро начнется строительство международного автомобильного пункта пропуска «Суоперя» на севере республики. Все это существенно раздвигает границы сотрудничества.
...В прошлом году в США состоялась официальная презентация Республики Карелия. На пресс-конференции в городе Берлингтоне меня спросили о состоянии российско-американских отношений. Это говорит о том, что даже в небольшом – по меркам США – городке внимательно следят за развитием контактов с Россией.