Уральский полпред Петр Латышев недоволен деятельностью правоохранительных органов на территории округа.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
-Петр Михайлович, обсуждалась ли на вашей недавней встрече с президентом Путиным тема объединения и укрупнения регионов округа?
═
– Нет, эта тема не затрагивалась. Для нас пока актуальнее экономическая интеграция уральских областей. Речь шла о промышленном освоении Приполярного и Полярного Урала. Не секрет, что там сосредоточены колоссальные богатства. Освоение этого региона позволит загрузить металлургические и машиностроительные предприятия Южного и Среднего Урала. Кроме того, необходимо придать второе дыхание нефтегазовому комплексу. Для этого надо построить железную дорогу от Салехарда до Ивделя, автомагистраль и трубопровод с выходом в Башкортостан, нефтеперерабатывающие мощности которого работают лишь на четверть от своих возможностей. Реализуя проект, мы можем, с одной стороны, обеспечить сырьем уральскую промышленность, а, с другой, расширим рынок сбыта горнорудного и нефтегазового оборудования.
Следует отметить, что главы Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого автономных округов, Свердловской и Пермской областей поддерживают идею углубления экономической интеграции регионов Урала и Западной Сибири. В частности, одной из основ предлагаемой нами концепции являются предложения, сформулированные губернатором ХМАО Александром Филиппенко о создании Западно-Сибирской и Уральской экономической зоны для освоения природных богатств Приполярного Урала. Данные предложения были доложены мной главе государства 15 апреля и получили полную поддержку. Кроме того, на встрече с президентом речь шла о расширении российско-казахстанского приграничного сотрудничества, а также об исполнении законов № 122 и 131.
═
– Бытует мнение, что в УФО монетизация льгот прошла спокойно потому, что губернаторы фактически проигнорировали схему, разработанную министром Зурабовым, и оставили все, как есть.
═
– Надо признать, что реализация 122-го закона проходит непросто. Но многие трудности уже преодолены. Сегодня своевременно и в полном объеме производятся ежемесячные денежные выплаты льготным категориям граждан, включенным в федеральный и региональный регистры. В среднем на одного больного за три месяца текущего года выдано лекарств на 550 рублей, что в четыре раза больше, чем в первом квартале прошлого года. На 30% сократилось количество рецептов в системе ожидания: в Тюменской области, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах заявки на лекарства выполняются в течение 2–3 дней. Во всех регионах округа принято решение о введении единого социального проездного билета: им решили воспользоваться более шестидесяти процентов льготников. Полностью в натуральном виде сохранена проездная льгота на 2005 год лишь в Свердловской области. В остальных субъектах готовятся к реальной монетизации льготного проезда на общественном транспорте. Так, в Челябинской области стоимость льготного проезда на общественном транспорте составила 200 рублей, в Курганской области и ЯНАО – 100 рублей.
Все это не означает, что проблем нет. Так, организация работы служб медико-социальной экспертизы не позволяет в полной мере обеспечить необходимый объем работ по освидетельствованию граждан. Увеличиваются сроки предоставления гражданам санаторно-курортных путевок и средств технической реабилитации инвалидам. Остаются вопросы и по лекарственному обеспечению льготных категорий граждан. Приступая к модернизации ЖКХ, мы должны сделать – и мы сделали – соответствующие выводы.
═
– Какие именно?
═
– Мы должны максимально разъяснить людям суть предстоящих перемен и реально помочь тем, кто нуждается в помощи государства. Отношения с населением не должны строиться на конфликтах и порождать конфликты. Как показывают расчеты, в субъектах РФ есть все необходимое для модернизации ЖКХ. Но кампанейщины не будет: мы будем совершать лишь те шаги, которые не приведут к ухудшению положения наших граждан.
═
– Взаимодействие федеральных и региональных властей будет происходить в таком же режиме, как и при реализации 122-го закона? Качество этого взаимодействия вас устраивает?
═
– Конечно, это ненормальная ситуация, когда федеральное правительство отмахивается от регионов, а регионы, в свою очередь, игнорируют Центр. Думаю, в 2005 году процесс разграничения полномочий между уровнями власти будет завершен. Перечень федеральных полномочий, передаваемых в регионы, практически готов. Он достаточно обширен и позволит активизировать работу и в сфере модернизации коммунального хозяйства, и в сфере реформирования системы местного самоуправления. Мы исходим из того, что расширение полномочий органов власти на местах позволит упростить процедуры отвода земель, лесных участков и позволит быстрее приступать к промышленному строительству. На совещании в Кремле было выражено общее мнение, что перечень полномочий, передаваемых в регионы, должен быть утвержден указом президента, чтобы не терять время на прохождение его через Думу. Предполагается, что за ненадлежащее исполнение полномочий руководители субъектов будут освобождаться от должности.
═
– В прессе недавно появилась информация, что вы встречались с руководителем региональной финансовой разведки и остались довольны его работой. Означает ли это, что экономика округа выходит из тени и преступность идет на спад?
═
– Меня просто поразило, как с точностью до наоборот пресса изложила итоги той встречи. Руководитель финансовой разведки был жестко раскритикован, хотя я понимаю, что без участия правоохранительных органов он мало что может сделать. По большому счету – ничего. Но он должен быть координатором и организатором этой работы. Пока же о согласованности действий, как и о снижении преступности, говорить не приходится. В 2004 г. в федеральном округе зарегистрировано преступлений на 11,2% больше, чем в предыдущем (в целом по России – на 5,0%). Уровень преступности на 100 тысяч населения составил 12,6% – при общероссийском показателе 4,2%, более чем на 30% возросла уличная преступность. Та же картина и в первом квартале этого года. Причем нам до сих пор не удалось избежать статистических манипуляций: в 2004 году органы внутренних дел вновь попытались скрыть 14 тысяч преступлений. Наверное, это о чем-то говорит. Мы наметили комплекс серьезных мер по решению этой задачи. Они будут связаны в том числе с ответственностью должностных лиц в правоохранительных органах.
═
– Означает ли это, что следует ожидать кадровых оргвыводов?
═
– Я не исключаю, что по итогам работы в первом полугодии 2005 года могут возникнуть вопросы к конкретным руководителям. Нельзя дальше терпеть то, что сегодня происходит. У нас не внедряются зарекомендовавшие себя во всем мире методы технического контроля в общественных местах, другие современные сыскные и информационные технологии, а милиция пересела с «УАЗов» на джипы или даже «Мерседесы». У нас не ведется в автоматизированном режиме розыск похищенного транспорта, неудовлетворительно решаются многие другие вопросы, а мы в это время отстраиваем здания, дома и прочие сооружения: это называется не борьба с преступностью, а капитальное строительство. В ряде регионов на одного участкового инспектора милиции приходится 4–5 тысяч населения, когда их должно быть 2–2,5 тысячи. Не выполняются нормативы численности милиции общественной безопасности, которая должна осуществлять патрулирование.
В то же время, когда мы оцениваем численность и вооруженность органов внутренних дел, то видим, какая это мощная сила. Мы будем разбираться, куда уходят деньги, выделяемые региональными бюджетами на содержание милиции. Мы настроены так же решительно, как и в части борьбы с организованной преступностью, хотя сделаны лишь первые шаги по декриминализации Свердловской области и ТЭК. Эта работа будет вестись и дальше. Мы должны навести порядок и обеспечить защиту человека от разгула преступности.
═
– По тому, как проходит реформа власти, можно сделать вывод, что одна из ее целей – смена региональных элит. Но не получится ли, что местные элиты все равно сохранят свою власть и влияние, например, воспользовавшись общественными палатами, значение которых сейчас возрастает?
═
– Элиты – это вещь довольно постоянная. Смена элит – это уже революция. Поэтому в этом вопросе будет сохранена преемственность. Но региональная власть должна отдавать себе отчет в том, что гражданские институты, гражданское общество становятся прямыми участниками подготовки и принятия государственных решений. Здесь всем есть над чем задуматься. Мне бы хотелось, чтобы в общественные палаты регионов вошли люди, не утратившие способности объективно оценивать события и самостоятельно принимать решения. Может, кто-то думает иначе.
Но мне кажется, нельзя допустить, чтобы палата стала еще одним из инструментов власти. Надо понимать, что общественная палата может как консолидировать общество, так и расколоть его. Не хотелось бы, чтобы палата ориентировалась лишь на некое экспертное сообщество, не опираясь на мнение граждан. Пока наши партии в раздумьях, палата будет серьезным игроком на политическом поле. Существовавшие до того в регионах общественные палаты изменят свой статус и будут формироваться в рамках политики главы государства. Думаю, им надо будет помогать – как и региональным органам власти при взаимодействии с палатой. Но как будет происходить этот процесс на самом деле, показать может только практика.
═
Екатеринбург