Еще два года назад Александр Хлопонин не собирался быть локомотивом объединения регионов, но ситуация изменилась.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера состоялось голосование на референдуме по объединению Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов. Это второй и пока самый крупный проект по реформированию административно-территориального устройства России. Может быть, поэтому сразу после референдума в Красноярск с визитом обещает приехать президент России Владимир Путин. В краевом центре уже началась активная подготовка к приезду президента.
Голосование вчера проходило спокойно и весьма дружно, вопреки опасениям организаторов референдума и политиков как регионального, так и федерального уровней. В Эвенкийском округе необходимый порог явки в 50 процентов был преодолен уже к 14 часам местного времени, из Красноярского края шли бодрые рапорты о том, что на избирательных участках возникли очереди, а в студенческих общежитиях в первые же часы проголосовали почти 100 процентов. А с Таймыра сообщали, что все будет в порядке, тем более что и погода оказалась благосклонна к идее укрупнения регионов: всего лишь легкий апрельский морозец – минус 16 по Цельсию.
За несколько дней до голосования такой уверенности у организаторов, судя по всему, не было. Накануне референдума Красноярский край посетил заместитель главы президентской администрации Владислав Сурков, отвечающий за вопросы внутренней политики. Летом 2003 года он посетил Пермскую область, в которой только разворачивалась подготовка к референдуму по объединению с Коми-Пермяцким автономным округом. Однако в случае с Красноярском ситуация выглядит по-другому. Именно в этом регионе у региональных властей и президентской администрации были опасения по поводу явки, которая должна составить не менее 50%. Об этом накануне голосования заявил на пресс-конференции красноярский губернатор Александр Хлопонин: «На сегодняшний момент определенную настороженность по поводу явки вызывают Красноярск, ряд других территорий, например Ачинск и Канск». Поэтому красноярские власти уповали именно на сельские районы, которые обещают 70–75% явки.
В избирательных бюллетенях, которые получили вчера избиратели трех регионов, содержался один вопрос: «Согласны ли Вы, чтобы Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа объединились в новый субъект Федерации – Красноярский край, в составе которого Таймырский и Эвенкийский автономные округа будут являться административно-территориальными единицами с особым статусом, определяемым уставом края в соответствии с законодательством РФ?»
В случае, если большинство избирателей в трех регионах выскажутся за объединение, новый субъект РФ будет образован 1 января 2007 года.
Еще два года назад губернатор Красноярского края Александр Хлопонин не собирался брать на себя роль объединителя трех территорий. Да и на Таймыре и в Эвенкии окружные власти на протяжении более десятка лет убеждали население, как хорошо быть не зависимыми от Красноярска территориями. Ситуация изменилась после выборов депутатов Госдумы и президента, когда план президентской администрации по голосованию за правильных кандидатов и политические партии в Красноярском крае был провален. Да и визит Владимира Путина в феврале 2004 года не прошел с подобающей помпой. Местные СМИ осветили приезд президента без должного пиетета. После этого котировки Александра Хлопонина на Старой площади пошли вниз. Видимо, именно это обстоятельство и заставило красноярского губернатора взять на себя роль локомотива объединения трех регионов.
Поскольку административно-территориальная реформа является для федерального Центра своего рода суперпроектом, губернаторы, поддерживающие эти планы, получают соответствующие политические дивиденды. Так, например, пермский губернатор Юрий Трутнев после удачно проведенного референдума получил министерский портфель. Глава Эвенкийского автономного округа Борис Золотарев еще до референдума был переназначен президентом РФ на новый срок. Успех вчерашнего голосования в Красноярске гарантирует Александру Хлопонину либо переназначение, либо получение более заманчивых предложений от администрации президента.
Впрочем, и объединяющимся регионам федеральным Центром обещано немало. Например, накануне голосования Владимир Путин подписал указ о социально-экономическом развитии объединенной территории, согласно которому дотационные территории Эвенкии и Таймыра на переходный период сохранят прежние объемы финансирования из федерального бюджета, а кроме того, в виде инвестиций Красноярский край получит 200 миллиардов рублей.
По-видимому, процесс объединения регионов, начавшийся два года назад, после красноярского референдума получит дополнительный импульс. Так, в марте с инициативой об объединении Камчатской области и Корякского автономного округа неожиданно выступил губернатор Михаил Машковцев, который прежде предпочитал обходить этот вопрос стороной. Теперь же он предложил провести референдум уже осенью нынешнего года.
Камчатского губернатора уже поправил председатель Центризбиркома Александр Вешняков, который заявил, что предложение об объединении Камчатской области и Корякского автономного округа может быть выдвинуто до конца текущего года, поскольку власти соседнего региона не сумели вовремя создать инициативную группу по организации референдума.
Глава ЦИК РФ также сообщил, что уже в нынешнем году начнется процесс объединения в Краснодарском крае и Республике Адыгея, а в 2006 году может начаться слияние Иркутской области и Усть-Ордынского автономного округа.
Высокопоставленные правительственные чиновники и губернаторы говорят об объединении регионов как необходимом условии их экономического процветания. Например, глубокодотационный Коми-Пермяцкий округ должен только выиграть от вхождения в Пермский край. Самодостаточный Красноярский край сыграет роль локомотива в экономическом развитии Эвенкийского и Таймырского автономных округов.
На днях министр регионального развития РФ Владимир Яковлев заявил, что с точки зрения экономической целесообразности число субъектов РФ не должно превышать 60. Причем, по его мнению, именно благодаря созданию новой схемы управления, которая основывается прежде всего на экономической эффективности слияния регионов, «уже через год-два, максимум – три будут первые практические результаты».
При этом министр регионального развития РФ заявил, что предложений по возможным проектам объединения много, но ему «не хотелось бы создать прецедент, способный вызвать возмущение людей».
Какими бы экономическими причинами ни объяснялся проект территориального переустройства России, в основе его прежде всего лежат политические интересы федерального Центра. Кажется весьма сомнительным, что такой долгосрочный процесс, как объединение регионов, может дать положительные результаты в ближайшие 3–5 лет. Однако политический результат, а именно, улучшение управляемости регионов федеральным Центром, можно будет почувствовать гораздо раньше: уже к предстоящим президентским выборам в марте 2008 года.