Мэр Самары Георгий Лиманский, срок полномочий которого истекает в июле будущего года, фактически лишился возможности занять должность градоначальника в третий раз. На днях депутаты Самарской городской Думы приняли новый Устав города, согласно которому мэр будет одновременно председателем Думы и должен избираться не всенародным голосованием, а городским парламентом и только из числа его депутатов.
В Самаре продолжается противостояние депутатского большинства городской Думы, избранной в июле прошлого года, и градоначальника. 23 депутата, прошедшие в парламент при помощи влиятельных финансово-промышленных групп, с самого начала не скрывали своего намерения сместить неугодного им мэра путем изменения Устава города. На последнем пленарном заседании необходимый кворум для принятия решений квалифицированным большинством в две трети от состава Думы был обеспечен. К давним оппонентам градоначальника присоединились депутаты Феликс Лаврушин и Людмила Аксенова, которые ранее поддерживали Лиманского.
Основные отличия нового Устава города касаются разграничения полномочий исполнительного и представительного органов власти. В частности, мэр прекратит непосредственное руководство городской администрацией. Глава администрации города будет наниматься на работу по контракту по согласованию с комиссией, состоящей из депутатов городской и губернской Дум. Как отметила председатель комитета по местному самоуправлению Татьяна Братчикова, теперь именно Дума становится органом, который реально управляет городом и контролирует деятельность администрации.
Вопрос об изменении городской конституции был внесен в повестку дня заседания городского парламента так неожиданно, что некоторые депутаты узнали об этом всего за полчаса до заседания. Проект Устава в самарских СМИ не публиковался, не было и его обсуждения. Не выносился он и на предварительное рассмотрение самими депутатами. Несмотря на это, городская Дума приняла новый Устав города практически единогласно – всего при одном воздержавшемся.
Депутат, Михаил Матвеев единственный, кто не голосовал за новый Устав, пояснил журналистам, что избрание мэра в почти полуторамиллионном городе из 35 депутатов Думы противоречит всем его представлениям о демократии. По его мнению, избиратели не давали депутатам права изменять Устав – вопрос должен был решаться на городском референдуме. Кроме того, ранее принятое Думой положение «О формах прямого волеизъявления населения города Самары» предусматривает лишь отзыв мэра, избранного всенародным голосованием, но не из числа депутатов, и потому новый глава Самары не будет отвечать перед всеми жителями города. Новый городской Устав стал отражением политической конъюнктуры, конфликта, происходящего в Самаре между мэром и Думой, и был так срочно принят лишь для того, чтобы не дать действующему градоначальнику избираться на занимаемую должность еще на один срок.
Пресс-служба городской администрации после принятия нового Устава распространила официальное заявление, в котором, в частности, говорится: «Группой депутатов Самарской городской Думы сделана попытка существенно ограничить демократические права жителей города Самары. На заседании... принято заведомо неправомочное решение о новом порядке избрания главы города. Часть депутатов, не спросив мнения жителей города, приняла решение лишить самарцев права напрямую выбирать главу города и права баллотироваться на этот пост... Общественность г. Самары, почетные граждане города выражают свое возмущение очевидным ущемлением своих прав. Они решительно отвергают предпринятую попытку изменения Устава города, оценивая ее как антидемократический шаг, направленный на защиту интересов узкой группы лиц».
Ожидается, что администрация города и депутатское меньшинство оспорят принятый самарскими «большевиками» Устав на том основании, что его проект заранее не был опубликован и, соответственно, при его принятии не было учтено мнение жителей города.
Самара