Во втором по величине городе Дагестана, Дербенте, произошла массовая драка между верующими одной из мечетей. В результате госпитализированы 24 человека, в том числе четверо милиционеров. Как сообщил «НГ» источник в Главном управлении МВД РФ по ЮФО, все зачинщики драки, в которой участвовали около 200 человек, уже задержаны. Прокуратурой Дербента возбуждено уголовное дело по статьям «хулиганство» и «нанесение телесных повреждений». В настоящее время ведется следствие. «Главное сейчас, – считает источник в МВД, – необходимо как можно быстрее выяснить, кто именно подстрекал людей к беспорядку: какой уровень и каковы цели? Чтобы на раннем этапе (если, конечно, не поздно) пресечь распространение этой «заразы».
Как сообщил глава городской администрации Дербента Феликс Казиахметов, конфликт между разными группами суннитов разгорелся после дневного намаза на почве разной трактовки ритуалов в исламе. Примечательно, что события разворачивались вокруг старинной шиитской мечети, которая в настоящее время принадлежит суннитам.
Политолог Мурад Мешхоев заявил «НГ»: «В данном случае речь идет о банальном (если можно так сказать по отношению к древнейшей мечети) желании прибрать к рукам мечеть. Оставшись без дома Аллаха, верующие были бы сговорчивее. Собственно, даже не это волнует тех, кто хочет оприходовать все культовые здания. Мечети, что ни говорите, это маленькая власть, какие-то деньги, имамы становятся «уважаемыми людьми». Захват мечетей позволяет усилить свое влияние, в том числе и политическое».
В древнем городе наружу вышел давний спор между местной (дербентской) исламской общиной во главе с одним из лидеров – имамом мечети Сиражудином Хурикским и Духовным управлением мусульман Дагестана (ДУМД). На протяжении нескольких лет ДУМД упорно пытается распространить свое влияние и на южные районы Дагестана, где компактно проживают лезгины, табасаранцы, агульцы и т.д. Давление на них нередко оказывалось и с помощью правоохранительных органов, в руководстве которых есть последователи Шейха Саида Афанди – духовного покровителя ДУМД. Однако местные религиозные общины предпочитали оставаться самостоятельными. Они протестовали против духовной экспансии (несмотря на то, что и там, и на юге проживают последователи одного направления в исламе) ДУМД, считая его недемократической, политизированной и мононациональной организацией. В ее руководстве находятся в основном верующие аварской национальности, причем выходцы всего лишь из 2–3 районов республики.
Ситуация в Дербенте еще не нормализовалась. Удивляет, что в Махачкале не могли не знать о разгоравшемся конфликте – об этом неоднократно предупреждал Комитет по делам религий правительства Дагестана, – но никаких мер власти не приняли. До сих пор в республике не существует хотя бы кадастра мечетей, чтобы можно было четко определить, кому принадлежит культовое здание.