Если в «брежние» времена чуть ли не до каждой российской деревеньки можно было долететь хотя бы на Ан-2, а вот улететь за границу было совсем не просто (разве что из Москвы, Питера да еще нескольких крупных городов), то сегодня все изменилось. Малая авиация практически приказала долго жить, зато российские регионы получили воздушную связь с ближним и дальним зарубежьем.
Ну с двумя столицами все понятно. Про Москву все и так все знают, а вот из Северной Пальмиры сегодня можно без проблем напрямую вылететь не только в 46 городов России и СНГ, но и в 84 города дальнего зарубежья, начиная от Лондона и заканчивая Пекином. Кстати, только в последнее время из аэропорта «Пулково» главная VIP-персона Петербурга – губернатор Валентина Матвиенко совершила полеты в Иран, Японию, Среднюю Азию, Азербайджан.
Из столицы Южного федерального округа – Ростова-на-Дону – сегодня можно напрямик, как говорится, улететь в Милан, Стамбул, Тель-Авив, Франкфурт-на-Майне, Баку и другие города и страны. Основное направление, впрочем, южное. Из столицы Сибирского федерального округа – Новосибирска – выполняются регулярные рейсы в Германию, Турцию, ОАЭ, Таиланд, Египет, Китай и т.д.
Обзор подготовлен по материалам собственных корреспондентов «НГ» в регионах
Кроме того, аэропорт «Толмачево» имеет значение как пункт транзитной посадки воздушных судов, осуществляющих грузовые авиаперевозки по маршруту Европа–Юго-Восточная Азия. Он является перевалочным пунктом для отправки грузов в среднеазиатские республики СНГ, Монголию, Китай. Также совершаются чартерные туристические рейсы в Таиланд (Патайя, Пхукет) – их популярности не помешали даже недавние землетрясение и цунами. Новосибирский губернатор Виктор Толоконский частенько вылетает со свитой в европейские страны. Недавно, например, он побывал на выставке в Германии. А полпреды – как прежний, Леонид Драчевский, так и нынешний, Анатолий Квашнин – часто вылетают в Китай. Для этого они пользуются арендованными полпредством самолетами. Из другого сибирского города – Иркутска – прямым рейсом можно вылететь до Шеньяна, Цзяньцина (КНР) и Улан-Батора (в Монголию, кстати, летали отсюда и в советские времена). Работают и чартерные рейсы в Таиланд, на Хайнань.
В Приморье прямые авиарейсы, естественно, возможны только в азиатские страны. Лидирует в этом плане по воздушному сообщению, конечно, Китай, на территории которого принимают самолеты из Приморья сразу три города – Харбин, Муданьцзян и Далянь. В Японии к приему российских самолетов готовы аэропорты Токио и Осаки, в Южной Корее – Сеул и Пуссан (едва ли не основная ремонтная база для российских морских судов). Самый дальний беспересадочный перелет осуществляется в Ханой (Вьетнам).
Жители Екатеринбурга (еще полтора десятка лет назад закрытого города) без проблем могут напрямую отправиться по воздуху в Прагу, Париж, Мюнхен, Дюссельдорф, Дубай, Стамбул и Лондон. Рейсами в Германию, кстати, регулярно пользуется губернатор Свердловской области Эдуард Россель, у которого там живет дочь.
Был закрытым городом в советские времена и Куйбышев (ныне Самара), так что международные рейсы отсюда не выполнялись. Зато самолеты из «Курумоча», ныне международного аэропорта, летали почти во все столицы союзных республик и в шесть городов Украины (Донецк, Харьков, Симферополь, Львов, Днепропетровск, Одесса). Сегодня на регулярной основе самолеты летают в Ганновер, Прагу, Тяньцзинь (КНР), Франкфурт-на-Майне, Стамбул, Баку, Душанбе. Ереван, Ташкент, Худжант (Таджикистан).
Приблизительно такой же «ассортимент» и у международного аэропорта «Казань». Кстати, взлетно-посадочная полоса, способная принимать тяжелые лайнеры, появилась в Казани только во второй половине 90-х годов прошлого века. В связи с 1000-летием международный аэропорт «Казань» реконструируют, модернизируют, и по всем показателям он будет доведен до международных стандартов.
Естественно, не было никаких международных рейсов и из аэропорта «Храброво», что под Калининградом (западный форпост, как-никак). Их и сейчас нет, если не считать рейса в Минск. А вот летом здесь собираются открыть регулярные рейсы (уже закуплен «Боинг») в Данию, Турцию, Германию и далее, как говорится, по обстановке. А сегодня калининградцы, желающие улететь за рубеж, вынуждены делать это через Москву, Питер, а при наличии транзитной визы – через Вильнюс или Варшаву.
Из петрозаводского аэропорта «Бесовец» прямым рейсом пока можно лететь только в одну зарубежную страну – Финляндию. В прежние времена зарубежных авиарейсов не было предусмотрено вовсе. После перестройки аэропорт долгое время фактически простаивал, только изредка принимая на взлетно-посадочную полосу военного авиаполка самолеты высоких московских гостей (ранга президента Бориса Ельцина и членов российского правительства). Оживился комплекс буквально в последние два года после проведенного здесь первого этапа реконструкции с прицелом на международный статус.
Жители Томска, который стал открытым городом 15 лет назад, летают за границу из Новосибирска. Но плох тот губернатор, который не мечтает иметь под боком международный аэропорт. Поэтому сейчас областные власти ведут работу по созданию в аэропорту международного терминала. Но это вопрос будущего, и, судя про всему, очень отдаленного.
Та же беда в Ульяновске. Прямых международных авиарейсов из города на Волге сегодня нет (хотя не так давно ульяновцы могли летать в Баку и Ганновер). Поэтому всем, кто хочет отправиться за границу, приходится ехать в Москву или Самару. Правда, с мая 2005 года должен быть открыт прямой рейс Ульяновск–Тель-Авив.
Аэропорт далекого Анадыря после реконструкции взлетно-посадочной полосы и оснащения новейшей навигационной и сигнальной техникой сегодня может принимать любые типы самолетов. В ближайшее время ожидаются рейсы «Боинга-747» одной из российских авиакомпаний. Здесь даже построен ангар с подогреваемым полом, в котором могут сразу ремонтироваться два самолета и два вертолета. Завершается строительство нового терминала, после чего аэропорт одновременно может регистрировать 159 россиян и 150 иностранных пассажиров. Если, конечно, они прилетят. Дело в том, что пока регулярных рейсов в другие страны, в том числе и США, в Анадыре не производится. Иностранные самолеты принимаются эпизодически. Но анадырский аэропорт является запасным для пролетающих над Чукоткой канадских и американских самолетов. А их в год пролетает до 7 тысяч.