Зязиков не желает и слышать о своей досрочной отставке.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Резко обострилась обстановка в Ингушетии. Вчера оппозиционные партии и движения планировали провести митинг с требованием вернуть в состав республики Пригородный район Северной Осетии.
Митинг планировалось провести у Мемориала жертвам политических репрессий. Однако с утра подъезды к мемориалу и сама площадь, где он размещается, были окружены плотным кордоном милиции, Внутренних войск, в том числе и бронетехники, которая прибыла в Назрань из Моздока. Несмотря на то что митинг был разрешен властями, накануне вечером мэр Назрани Абукар Султыгов передал лидеру движения «Ахки-Юрт» Борису Арсамакову письмо с требованием отказаться от проведения акции в связи «с опасностью совершения террористических акций». Но Арсамаков заявил, что данное письмо не имеет никакой юридической силы и митинг состоится.
«Мемориал, который расположен между Магасом и селом Экажево рядом с федеральной трассой «Кавказ», был окружен со всех сторон, – рассказал «НГ» побывавший на месте событий сотрудник назранского филиала правозащитного Центра «Мемориал» Альберт Хантыгов. – Мы заметили два бэтээра, несколько бронированных «Уралов» и «Газели». Люди приезжали сюда на машинах, но вынуждены были возвращаться – подъехать к мемориалу не разрешали военные и милиция.
Толпы не было и быть в таких условиях не могло. Только небольшие группы людей. Кстати, милиция блокировала и площадь Свободы в Назрани. Милиционеры говорят, что не допустят, чтобы митинг прошел в центре города».
На подъезде к месту проведения акции Борис Арсамаков был задержан милицией и препровожден в здание Назранского ГОВД. Факт задержания «НГ» подтвердил дежурный по ГОВД Назрани Руслан Оздоев: «Арсамакова задержали, он находился у нас чуть более часа, потом его отпустили». В связи с отсутствием лидера «Ахки-Юрта» перед собравшимися, которым пришлось митинговать на одной из дорог, ведущих к мемориалу, выступил еще один ярый противник Мурата Зязикова, депутат Народного собрания Ингушетии Муса Оздоев. «Поскольку власть показала себя трусливой, нагнав в республику такое количество войск, – заявил парламентарий, – сейчас необходимо всем разойтись по домам и ждать, как будет выполняться резолюция нашими властями».
Группа митингующих – на двух десятках автомашин – выдвинулась было в сторону Назрани, чтобы идти на штурм ГОВД Назрани и освободить Бориса Арсамакова. Успокоить разгневанных людей Мусе Оздоеву удалось с большим трудом: он сам поехал в милицию на переговоры об освобождении лидера ингушской оппозиции.
Выступившие перед собравшимися секретарь Совета безопасности Ингушетии Башир Аушев, а также депутаты Народного собрания Руслан Албогачиев и Микаил Алиев пообещали полностью выполнить резолюцию митинга о Пригородном районе, а также провести консультации с Муратом Зязиковым о возможности его отставки. После чего митингующие начали расходиться.
«На митинге собирались потребовать от властей выполнения закона о репрессированных народах, только и всего, – заявил «НГ» депутат Народного собрания Ингушетии, председатель регионального отделения «Партии мира» Магомед-Сали Аушев. – Но власти испугались, что митинг повернет не в том направлении. Выставили ОМОН, оцепили площадь, словом, сорвали акцию. Скорее всего лишь потому, что накануне прошла информация о том, что на митинге будут звучать призывы к отставке Мурата Зязикова».
Напомним, что 17 марта Народное собрание Ингушетии приняло обращение к президенту России о необходимости образования Госкомиссии по определению и установлению административной границы республики. Депутаты требуют соблюдения закона «О реабилитации репрессированных народов», согласно которому Ингушетии должен быть передан Пригородный район Северной Осетии.
«Этот закон и был главной темой митинга. Никто не собирался отправлять в отставку Зязикова, – заявил «НГ» выступавший на митинге главный редактор единственной в Ингушетии независимой газеты «Ангушт» Мурат Озиев. – Хотя теперь об этом разговор пойдет активнее. Дело в том, что у нас много претензий к президенту республики, но у мемориала мы собирались говорить о другом. Потому что в республике пытаются давить на парламент, чтобы не было закона о границах, административном делении, о Пригородном районе. В итоге мы заявили на митинг три тысячи человек, а удалось собрать только двести. Что касается Зязикова, то он у нас всего боится, вот и на этот раз перепугался. Власти Ингушетии, дав указание не допустить митинга, лишь накалили ситуацию в республике».
«Я не знаю, был ли разрешен митинг, – заявил «НГ» член Совета Федерации от Ингушетии Исса Костоев, – но в той ситуации, что имеется в республике, собранием большого количества людей могли воспользоваться разные силы, в том числе и террористы. Что касается претензий, которые выдвигают Зязикову, то их много, но они были и до него, и после него останутся, пока федеральный Центр не поставит в этом точку. И дело не в том, чей ныне Пригородный район, а в том, что не соблюдаются законы и конституционные права граждан».
Все административные здания в Магасе и Назрани взяты под усиленную охрану. Обстановка в республике столь нестабильна, что Мурат Зязиков вчера не принял участия в совещании по вопросам привлечения инвестиций, которое проводил с главами субъектов Южного федерального округа полпред президента в ЮФО Дмитрий Козак.
Ситуацию в Ингушетии «НГ» прокомментировал сам Мурат Зязиков, до которого мы дозвонились по его прямому телефону в Магасе:
═
– Мурат Магомедович, почему против вполне мирного митинга были приняты жесткие меры – блокирование площади Свободы, введение дополнительных сил МВД?
═
– Никакой блокады площади Свободы нет, никаких дополнительных сил и средств в республику не введено. На некоторых интернет-сайтах распространялась провокационная информация, будто бы танки зашли с Моздока, что президента не могут найти. А почему-то официальный сайт не читают. Определенные силы хотят именно такого сценария развития ситуации.
═
– Можете ли вы подтвердить информацию об аресте руководителей митинга?
═
– Да нет здесь руководителей таких.
═
– Вы отменили поездку в Кисловодск на совещание в связи с событиями в республике?
═
– Я буду там. У меня и другие встречи сегодня. Вчера я посетил строящиеся объекты и встречался с представителями Евросоюза. У меня здесь планы очень насыщенные.
═
– Видите ли вы связь между событиями в Киргизии и Ингушетии?
═
– Я думаю, что с Киргизией здесь никакой связи нет. Это абсолютно надумано, там совсем другая страна, другой менталитет. Есть попытка неких сил, которые сегодня хотят «порулить» в Ингушетии.
═
– А с Башкирией? Ведь одновременно в двух регионах России раздаются требования отставки президентов республик...
═
– У нас не было таких требований. Это все вранье, чтобы вы знали. Ни один человек не требовал ни письменно, ни устно. Здесь требования были по Пригородному району. Это просто сейчас кто-то хочет подвязаться к этому или эту тему потом развить. Это самое главное. Просто я говорю, что эти проблемы территориальные надо решать не митингами, а парламентским путем. Вот моя точка зрения, точка зрения парламента, большинства народа, партий, движений общественных. Здесь о президенте речь не идет.
═
– Кто, по-вашему, стоит за этими акциями, кому в Ингушетии была бы выгодна ваша отставка?
═
– Я думаю, они больше в Москве сидят, в Ингушетии их нет. В Москве, за рубежом, может быть. Есть определенные личности, но я сейчас не буду их называть, пусть разбираются правоохранительные органы.
═
– То есть лозунгов этих нет и митинга как такового не было?
═
– Нет, не было.
За происходящим вчера в Ингушетии внимательно наблюдали в соседней Северной Осетии. «Коллеги мои из ингушского парламента приняли просто соломоново решение, – заявил «НГ» вице-спикер парламента Северной Осетии Станислав Кесаев. – У них не хватило мужества занять жесткую позицию, и они заняли ту, что предусмотрена законом. То есть на то, что раз до 1 марта 2005 года они не определились, то это будет делать федеральный орган. Таким образом, они сняли с себя ответственность и в то же самое время сохранили лицо перед избирателями. Нашу сторону это устраивает: мы хотим, чтобы федеральный Центр четко определился в своем понимании этих территориальных притязаний. Границы субъектов по Конституции могут быть изменены только с взаимного согласия субъектов. Но Северная Осетия никогда не пойдет на такой вариант, тем более тогда, когда его пытаются форсировать или насильно продавить. Теперь федеральный Центр с подачи ингушских парламентариев должен в конце концов назвать вещи своими именами».
Похоже, ситуация становится патовой. Региональные власти не способны найти выход из кризиса, федеральный Центр не знает, как это сделать, чтобы не усугубить ситуацию.
═
Вооруженные силы федерального подчинения, дислоцированные в Ингушетии
═
В Ингушетии (г. Назрань) дислоцируется 126-й полк Внутренних войск МВД России. В его составе около 700 человек. Основными задачами полка, сформированного в кратчайшие сроки – всего лишь за один месяц, в июле 2004 г., являются участие в охране общественного порядка и безопасности, несение патрульно-постовой службы в населенных пунктах, борьба с терроризмом и охрана ряда объектов на территории республики. Решение о формировании полка принято высшим руководством страны после нападения боевиков на Назрань в ночь на 22 июня 2004 г.
Кроме того, в Ингушетии дислоцируется 503-й мотострелковый полк 19-й мотострелковой дивизии 58-й общевойсковой армии Северо-Кавказского военного округа МО РФ. В настоящий момент полк в полном составе проводит маневры на одном из полигонов региона. Руководит учениями командующий 58-й армии генерал-лейтенант Виктор Соболь. Полк насчитывает более 1500 солдат и офицеров, 40 танков и более 100 БМП и БТР, он прикрывает административную границу между Ингушетией и Чечней.