Сегодня Екатеринбургская городская Дума нового созыва соберется на свое первое заседание, на котором будут подтверждены полномочия избранных депутатов и выбран председатель.
Однако на минувшей неделе сразу несколько проигравших кандидатов завили о своем намерении опротестовать итоги голосования. Их позицию объяснил Валерий Антониади, занимавший депутатское кресло с 1990 года: «Я умею проигрывать, но я не готов стерпеть то безобразие, что творилось у нас в округе┘» По словам экс-депутата, его возмутило, что в окружной избирательной комиссии заправлял человек, чей компаньон был соперником Валерия Антониади в округе. Есть претензии и у ряда других кандидатов, особенно у тех, кто проиграл доли процента благодаря курсантским голосам, мобилизованным при помощи административного ресурса.
К соискателям-неудачникам решило присоединиться и региональное отделение ЛДПР, которое выдвинуло своих представителей по двадцати восьми округам, но не смогло провести в Думу ни одного депутата. Координатор отделения Владимир Таскаев заявил, что выборы были сфальсифицированы. По его данным, кандидаты-победители занимались откровенным подкупом избирателей, спаивая их водкой и раздавая деньги. Владимир Таскаев продемонстрировал фотографии грузовика с водкой, которую якобы раздавали в обмен на нужный голос. Выявленные, по мнению координатора ЛДПР, нарушения еще раз свидетельствуют о том, что мажоритарная система выборов изжила себя и должна быть заменена на пропорциональную.
Впрочем, городская избирательная комиссия, похоже, не склонна разделять мнение Владимира Таскаева: по словам ее председателя Виктора Перевалова, мало сфотографировать номера грузовика, в котором якобы находится водка, надо еще представить улики и доказательства того, что подкуп действительно имел место. Без этого ни один суд не возьмется пересматривать итоги голосования. Общественность Екатеринбурга также засомневалась в способности пропорциональной системы выборов исключить возможность подкупа избирателей: многим горожанам памятны регулярные наезды на Урал во время думской кампании вождя либерал-демократов Владимира Жириновского, который неизменно выделял часть своего времени на общение с народом и открыто раздавал деньги электорату.
Политологи между тем, признавая существенную роль административного ресурса в победе тех или иных кандидатов, сильно сомневаются, что итоги голосования будут пересмотрены: пожалуй, впервые за последние десять лет округа в Екатеринбурге были заранее «распределены» между мэрией и правительством области, и они вряд ли так легко согласятся отдать контроль над новоизбранной Думой. К тому же победившие жириновцев кандидаты, как правило, являются крупными предпринимателями. За их голоса сегодня и бьются городские и областные власти, стремясь посадить в кресло спикера своего человека. Перед этим тройственным союзом судебная власть вряд ли устоит, даже если нарушения реально имели место.
Екатеринбург