Муртаза Рахимов, как ранее и Акаев, твердо уверен в своем политическом будущем.
Фото ИТАР-ТАСС
В минувшую субботу в столице Башкирии Уфе лидеры оппозиции с трудом сумели удержать двадцать тысяч участников акции протеста от штурма Дома республики. В следующий раз, утверждают оппозиционеры, поход на резиденцию президента республики Муртазы Рахимова они возглавят сами.
В минувшую субботу в Уфе и Благовещенске прошли масштабные акции оппозиции. Тысячи людей вышли на улицы с лозунгами «Муртазу Рахимова – в отставку» и «Нет антинародной социальной политике». Организаторами акций выступила Объединенная оппозиция Башкирии, в состав которой входят региональные организации восьми политических партий, в том числе КПРФ, ЛДПР, «Родины», «Яблока», а также общественных организаций «Русь», Союза татар Башкирии и других.
В Уфе участники акции сначала прошли по улицам города десятикилометровым маршем (в нем участвовали до 4 тыс. чел.), а в митинге на площади Ленина участвовали около 20 тыс. чел. К Дому республики – заявленной цели марша – протестующие пройти не смогли – их встретило оцепление из около тысячи сотрудников милиции и частных охранных предприятий, а также кордон из полутора десятков автобусов.
Резолюцию митинга, в которой звучали требования отставки не только президента Башкирии, но и главного федерального инспектора по республике Энгельса Кульмухаметова и руководства МДВ Башкортостана, лидеры оппозиции вручили главе администрации Республики Башкирия Радию Хабарову. Последний, кстати, хотя и заявил, что «власти республики не видят никакой опасности в подобных мероприятиях», но тут же пригрозил оппозиции судебным разбирательством, если в содержании резолюции будет «обнаружен состав гражданского правонарушения по ущемлению чести и достоинства главы республики».
«Если во время проведения первой акции протеста месяц назад к митингующим вообще никто не вышел, – заявил «НГ» депутат Госсобрания Башкирии, один из лидеров общественной организации «Русь» Геннадий Шабаев, – то на этот раз масштабы митинга заставили представителей администрации президента отреагировать. Это победа со стороны митингующих: власть вынуждена пойти на контакт, потому что сделать вид, что ничего не происходит, уже нельзя. Спрогнозировать дальнейшее развитие событий сложно, но оппозиция планирует до 10 апреля провести политическую акцию в Москве, а в Уфе мы проведем массовую манифестацию с требованиями отставки Рахимова 16 апреля. С 1 мая начнем общереспубликанскую бессрочную акцию протеста».
Правда, по мнению Шабаева, в Башкирии до сих пор нет однозначных лидеров, консолидирующих оппозицию. Но, по его словам, на эту роль могут претендовать лидер «Руси» Анатолий Дубовский, а также депутат Госсобрания и заместитель председателя исполкома съезда татар Башкирии Рамиль Бигнов. Последний, как председатель координационного совета Объединенной оппозиции, на митинге сообщил, что за отставку Муртазы Рахимова уже собрано 56 тысяч подписей. В начале апреля они будут переданы Владимиру Путину.
«Явного лидера оппозиции действительно пока нет, – полагает и руководитель региональной организации движения «Либеральная Россия» Виктор Шмаков. – Вряд ли на эту роль может претендовать татарский националист Рамиль Бигнов. И вообще мне не очень понятно, как член президентского совета, вскормленный Муртазой Рахимовым, вдруг встал ему в оппозицию».
«Есть косвенная информация, что в организации событий в республике участвует Урал Рахимов, – сообщил «НГ» источник в правительстве Башкирии. – Не случайно на митинг оппозиции привозили людей с нефтехимических предприятий, которые пока еще контролирует Урал. То есть у оппозиции появился мощный финансовый спонсор. Кстати, Рамиль Бигнов был долгое время партнером Урала Рахимова, но потом вынужден был уйти из бизнеса».
«Именно татарское население республики больше всего недовольно режимом Рахимова, – заявил «НГ» лидер татарского Национального фронта Башкирии Загир Хакимов. – Но перемен, которые связывают с изменениями в руководстве республики, хотят и башкиры, и русские. На митинге много раз звучало имя президента страны. Мы хотим, чтобы Рахимов тоже прошел процедуру «доверия-недоверия», и надеемся, что у нас не произойдет так, как в Татарстане с Шаймиевым. Мы надеемся, что Путин все-таки не предложит кандидатуру Рахимова. Но если вдруг в Москве с решением этого вопроса будут медлить, мы не исключаем и развития сценария по силовому варианту. В субботу тысячи людей уже хотели смести милицейские кордоны и перевернуть автобусы, но организаторы акции их удержали. В следующий раз, сказали они, такого не будет, потому что лидеры оппозиции сами возглавят штурм».
Примечательно, что в то время, когда тысячи людей на митинге требовали отставки президента республики, Муртаза Рахимов встречался с руководителем федерального казначейства РФ Татьяной Нестеренко. Как сообщила пресс-служба главы Башкирии, на встрече были рассмотрены вопросы межбюджетных отношений, а также социально-экономического развития Башкортостана. Между тем, как известно, большая часть Федеральной адресной программы (это приблизительно 300 млрд. руб.) направляется в три республики – Башкирию, Татарстан и Чечню. Очевидно, в нынешней предреволюционной ситуации «подпитка» регионов нестабильности из федерального Центра возрастет еще больше.
Вчера митинг с требованием отставки Рахимова провели сторонники уфимского горкома КПРФ. На 300 митингующих пришлось более сотни стражей порядка, которые перекрыли колонне митингующих путь к зданию Госсобрания, где расположен и ЦИК республики, перед которым организаторы планировали завершить акцию протеста. Похоже, митинги в Башкирии становятся перманентным явлением.
В конце 80-х годов стотысячные демократические митинги в Москве привели к краху действующей власти и последующему распаду СССР. Двадцатитысячные митинги в Уфе, похоже, могут стать началом цепной реакции по развалу России. Киргизия была самым слабым звеном в Центральной Азии. Башкирия, судя по всему, самое слабое звено в России.