Похоже, именно Польша теперь считается одним из основных внешних оппонентов России. Эта страна представляется врагом исконным, историческим. Вряд ли можно связывать антипольские настроения только с тем, что Варшава в период «оранжевой революции» выступала на стороне Ющенко. Решение об учреждении праздника 4 ноября было принято до украинских выборов: депутаты узнали о нем уже в начале сентября прошлого года.
Московский корреспондент ежедневной «Газеты Выборча» Томаш Белецкий поделился с «НГ» наблюдениями за развитием российско-польских отношений. По словам журналиста, многие его сограждане убеждены: «нажим» на европейские государства, и прежде всего на Польшу, начала сама Россия. «Это часть политики Путина, демарши силового лидера, – считает Белецкий. – По мнению наших политиков, СМИ и простых поляков, идет борьба за память о нашей истории. В частности, о том, как оценивать результаты Второй мировой войны. Так, месяц назад российский МИД раскритиковал польскую сторону, которая нехорошо, по его мнению, пишет о результатах Ялтинской конференции». Белецкий напоминает: хотя россияне положительно оценивают события в Ялте, польские СМИ и МИД не собираются списывать со счетов негативные последствия этой встречи для ряда европейских стран. «Началась оккупация... В этом контексте новые шаги президента Путина и решение польского парламента назвать площадь в Варшаве именем Дудаева – все это результат, как мы говорим, предъюбилейного конфликта».
А вот директор Института российской истории РАН Андрей Сахаров придерживается другого мнения. «То, что обнаружили могилу Сусанина, не имеет никакого отношения к современным событиям и юбилею, – пояснил он «НГ». – Это научная работа, которая велась несколько лет. И вот ее предварительные результаты опубликованы. Но раз совпало, что ж, прекрасно, хорошо». Что касается антипольской тематики, то Сахаров считает, что «все выпады – это современные политические проблемы», которые историку нет смысла комментировать.