Конфликт в Чечне переходит на новый уровень. Федеральные силы и местные правоохранители начали воевать друг с другом. В результате перестрелки между военнослужащими и местными милиционерами погибли пять человек. Трагедия, о которой стало известно только вчера, произошла около 18.00 в понедельник близ селения Беркат-Юрт, где одна из машин в ходе следования колонны сбила корову одного из местных жителей. После чего местные жители, сотрудники управления вневедомственной охраны (патрулировавшие вдоль расположенного здесь нефтепровода) и присоединившиеся к ним милиционеры МВД Чечни стали препятствовать движению колонны, требуя от военных возмещения материального ущерба. «Дискуссия» закончилась перестрелкой, в которой погибли два милиционера, два местных жителя и один военнослужащий.
В Региональном оперативном штабе (РОШ) по управлению контртеррористической операцией на Северном Кавказе один из заместителей официального представителя РОШ Ильи Шабалкина, отказавшийся представиться, подтвердил «НГ» информацию о перестрелке.
Судя по всему, в конфликте со стороны федеральных сил участвовали военнослужащие 42-й мотострелковой дивизии. Селение Беркат-Юрт (несколько десятков домов) расположено вдоль трассы Старая Сунжа–Аргун и вплотную примыкает к северному инженерному ограждению и тыловым постройкам штаба РОШ и штаба 42-й дивизии, дислоцированных в Ханкале. На выезде из Беркат-Юрта на стыке дорог Петропавловская–Аргун находится пост патрульно-постовой службы МВД Чечни.
«Дело, раз в нем принимали участие военные, – заявил «НГ» заместитель прокурора Чечни Александр Никитин, – ведет военная прокуратура. Конечно же, милиционеры имеют право останавливать военную колонну (вдруг, к примеру, дорога впереди заминирована), но для этого должны быть веские основания». Глава пресс-службы МВД Чечни Руслан Ацаев заявил «НГ», что «не обладает информацией по данному факту», а телефоны военной прокуратуры в Грозном вчера весь день не отвечали.
Это уже не первый конфликт между чеченскими милиционерами и военными. К примеру, 18 февраля неподалеку от блокпоста между селениями Курчалой и Новая Жизнь неизвестными была расстреляна автомашина «ВАЗ-2107», в которой ехали два сотрудника службы безопасности Чечни и трое местных жителей. Тела погибших были найдены в лесу. По предварительной версии, как заявил тогда президент Чечни Алу Алханов, автомобиль был расстрелян из бронетранспортера федеральных сил.
«Конфликты между чеченской милицией, в том числе и с «гвардейцами» Кадырова, и военными в Чечне происходят постоянно, – рассказал «НГ» командир взвода 76-й псковской дивизии ВДВ гвардии капитан запаса Юрий Алексеев, воевавший в Чечне. – Просто их стараются не афишировать. Для нас кадыровцы были и есть боевики, с которыми мы воевали еще в первую чеченскую. Да и они к нам испытывают такую же ненависть. Они же считают, что победили Россию, и ждут контрибуции».
«Фактов, когда федералы противостоят или МВД Чечни, или подразделениям Рамзана Кадырова, предостаточно, – заявил «НГ» член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. – Беда в том, что не существует четких норм взаимоотношений между алхановцами, кадыровцами и федералами. Нет единой линии поведения: мы с Алхановым против Кадырова, мы с Кадыровым против Алханова, или мы против всех. А такой линии нет из-за того, что Москва не может понять, на кого же делать ставку. Впечатление такое, что военные настолько устали от этого бардака, что тоже не знают, на кого им ориентироваться. Это очень опасно. Как бы конфликт не пошел по второму витку. Тем более что есть много косвенных признаков того, что это вполне возможно».
«Вопрос был только в том, когда федералы и кадыровцы начнут воевать друг с другом, – заявил «НГ» руководитель группы «Меркатор» Дмитрий Орешкин. – Те «ночные бригады», которые действуют на стороне Кадырова, должны быть остановлены: невозможно говорить о конституционном порядке в стране, где по ночам бесследно и бессудно исчезают люди. Очень показательно, что конфликт произошел, как говорится, «вокруг коровы». Когда у мирных граждан ночью уводят сыновей, это вроде не вызывает перестрелок. Поскольку кадыровцы действуют вне пространства закона, а на знаменах РФ написано «восстановление конституционного порядка», так или иначе кадыровцев придется призвать к порядку. Как Россия сможет справиться с Франкенштейном, которого сама вырастила для нейтрализации чеченского сопротивления, я плохо представляю. И дело не в том, что федералы и кадыровцы стали стрелять друг в друга. А в том, что они не могут не драться, раньше или позже этот конфликт перейдет на общегосударственный уровень, потому что Центр будет пытаться каким-то образом управлять Кадыровым, а тот будет вынужден сопротивляться, отстаивая свои клановые интересы и свои представления о том, как следует вести себя чеченскому мужчине».
Не случайно наряду с ростом численности местной милиции и непрекращающимися заявлениями руководства Чечни о необходимости передать управление контртеррористической операцией в руки МВД республики, военная группировка здесь только наращивается.
Не теряет времени и чеченская сторона. Напомним, что в конце января начальник Управления собственной безопасности Главного управления МВД по Южному федеральному округу Владимир Савченков публично заявил, что для обеспечения охраны чеченского президента и его семьи создается особое подразделение, не имеющее никакого отношения к «гвардии» Рамзана Кадырова. Тогда многие полагали, что за этим последует расформирование службы безопасности президента Чечни. Рамзан тут же опроверг эту информацию, заявив «пока мы живы, служба безопасности президента была, есть и останется» и пообещав направить в роту личной охраны Алу Алханова 60–70 «своих лучших ребят». Схожая ситуация наблюдалась и ранее, когда создавался полк спецназа МВД имени Ахмада Кадырова. Сначала говорилось о том, что он заменит службу безопасности президента Чечни и в него войдут лучшие представители «гвардии» Кадырова. В итоге и служба безопасности осталась нетронутой, и полк спецназа, по сути, подчиняется именно Рамзану Кадырову, который является куратором всех силовых структур Чечни.
═
Численность различных вооруженных сил в Чечне
═
В начале марта 2005 года министр обороны Сергей Иванов сообщил, что численность войск в Чечне с учетом всех силовых структур, в том числе республиканских, составляет около 80 тыс. чел. Собственно армейские части составляют около 30 тыс. военнослужащих. Таким образом, 50 тыс. – это представители ВВ МВД РФ, собственно милиции, ФСБ, МЧС и т.п.
По данным МВД Чечни, численность местной милиции – около 17 тыс. чел. Из них служба безопасности президента под руководством первого вице-премьера Рамзана Кадырова составляет около 2 тыс. чел.
═
Потери федеральных сил и милиции в Чечне
═
За прошедшую неделю в Чечне погибло, по данным СМИ, более 10 военнослужащих и милиционеров, более 20 получили ранения. За весь период контртеррористической операции на территории Чечни погибли более 6 тысяч военнослужащих федеральных сил и сотрудников милиции, более 8 тысяч были ранены. Эти данные прокурор Чечни Владимир Кравченко сообщил в четверг в Грозном на заседании круглого стола, посвященного проблемам взаимодействия органов власти и гражданского общества.
═
Инциденты с участием «гвардии» Кадырова
═
В декабре 2004 года жители ряда сел Хасавюртовского района Дагестана несколько раз перекрывали федеральную трассу «Кавказ» в знак протеста против действий кадыровцев, которые, по словам пикетчиков, похищают местных жителей.
В январе нынешнего года после задержания сотрудниками РОВД дагестанского города Хасавюрт сестры Рамзана Кадырова Зулай первый вице-премьер Чечни освободил ее с применением оружия при помощи сотни вооруженных людей, которые ворвались в здание РОВД и избили местных милиционеров. Уголовное дело, возбужденное по этому факту прокуратурой Дагестана, расследуется до сих пор.