Обсуждение ликвидации Аслана Масхадова поделило политиков страны на две группы – безоговорочно одобряющих проведение спецоперации и сомневающихся в ее результативности. В целом мероприятие и в Думе, и в Совете Федерации было признано успешным, однако ее последствия политбомонд страны оценивает по-разному. Заметно было также, что парламентарии старательно уходят от выяснения подробностей случившегося, которые, обрастая слухами, остаются весьма противоречивыми.
Вчера в Госдуме всерьез обсуждался проект коллективного поздравления в адрес ФСБ. В итоге депутаты от положительного решения воздержались – сочли, что участникам спецоперации достаточно правительственным наград, обещанных президентом. Тем не менее сотрудники ведомства Николая Патрушева услышали в свой адрес много приятного. Твердо уверен в скором улучшении положения на Северном Кавказе спикер Госдумы Борис Грызлов: «Уничтожение террориста международного масштаба всеми должно восприниматься однозначно – с этим результатом зла будет гораздо меньше». Мнение председателя нижней палаты разделяет вице-спикер ГД Владимир Жириновский, сравнивший операцию в Толстом-Юрте с одним из главных сражений Второй мировой войны.
Кое-кто важным итогом операции считает потерю смысла дальнейших переговоров с представителями боевиков и рассматривает ситуацию как некий знак Западу: не требуйте от нас никакого политического процесса. Член Совета Федерации и бывший первый замминистра внутренних дел Валерий Федоров прямо так и сказал: «Теперь со смертью Масхадова у определенных лиц на Западе, которые поддерживали сепаратистов в Чечне, будет меньше шансов призывать нас к переговорам с так называемым «законным президентом» Чечни». С Валерием Федоровым солидарен его коллега Юрий Шарандин: «Теперь вообще не с кем и не о чем говорить».
По той же причине глава Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова считает ликвидацию Масхадова «плохой новостью»: «Для мирного урегулирования это большая потеря». Убив Дудаева, напоминает Мельникова, «мы получили захват Грозного и большие жертвы».
Любопытно, что такие прогнозы делают и многие думцы. Лидер партии «Родина» Дмитрий Рогозин уверен, что устранение Масхадова не приведет к снижению террористической активности в стране. А Геннадий Зюганов предсказывает: «Можно ожидать любых проявлений террористов уже в ближайшее время».
Не верит в скорое улучшение ситуации в республике вице-спикер Госдумы Владимир Катренко: «Процесс борьбы с терроризмом в регионе не заканчивается». А член думского комитета по безопасности и лидер Народной партии Геннадий Гудков напомнил, что основной фигурой среди террористов на Северном Кавказе был и остается Шамиль Басаев.
Немногие политики говорили об упущенных возможностях «блестящей» спецоперации. Крайне осторожно высказались на эту тему только Сергей Бабурин, заметивший, что «нам нужны живые бандиты и главари, они должны дать показания и ответить за то, что сделано», и Геннадий Зюганов, пожалевший, что Масхадова не удалось взять живым: это помогло бы более эффективному расследованию преступлений террористов. Впрочем, судя по вчерашним высказываниям представителей Регионального оперативного штаба (РОШ), гораздо более ценным, чем сам Масхадов, отныне считается его архив, найденный в бункере, где скрывался лидер сепаратистов.
«Русские вновь ошиблись целью»
Мир настороженно воспринял сообщение о гибели Аслана Масхадова. Официальные представители Белого дома и Госдепартамента США уклонились от оценок, сославшись на то, что они не могут подтвердить или опровергнуть факт смерти Масхадова. Однако оба они подчеркнули необходимость политического урегулирования в Чечне. Глава МИД Польши Адам Ротфельд назвал уничтожение Масхадова политической ошибкой. С резким осуждением происшедшего выступили депутаты из Литвы и Эстонии, а также ряд западных неправительственных организаций. Ведущие зарубежных СМИ пессимистично смотрят на дальнейшее развитие ситуации в Чечне.
«Либерасьон», Франция
Президент Путин, молниеносное восхождение которого обусловила его жесткая политика в отношении Чечни, сейчас таким образом вновь обретает часть своей былой славы.
«Фигаро», Франция
Убрав Масхадова, русские вновь ошиблись целью. С кем же они теперь смогут вести переговоры? С радикальным полевым командиром Шамилем Басаевым?
«Аль-Джазира», Катар
Гибель Масхадова делает шансы на мирное урегулирование конфликта ничтожными. Она развязывает руки как радикалам-сепаратистам, так и кремлевским «ястребам».
«Аль-Хаят», Саудовская Аравия
Ряд специалистов связывают ликвидацию Аслана Масхадова с прошедшей две недели назад встречей президентов США и России Джорджа Буша и Владимира Путина. Они предполагают, что в ходе этих переговоров Москве удалось получить от Вашингтона «зеленый свет» на самостоятельное разрешение чеченской проблемы.
«Нью-Йорк таймс», США
Смерть Масхадова сопоставима с поимкой Саддама Хусейна в Ираке, поскольку теперь повстанцы лишаются своего политического и символического лидера.
«Гардиан», Великобритания
«Полчаса тет-а-тет с Путиным хватило бы, чтобы остановить эту войну», – заявлял Масхадов на прошлой неделе в интервью Радио «Свободная Европа». Впрочем, в той же беседе он косвенно указал на то, что способен распространить конфликт по Кавказу.
Обзор подготовили Андрей Терехов, Иван Грошков