Матери погибших в бесланской школе детей опасаются, что трагедия может вновь повториться.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Митинг под лозунгом: «Матери Беслана против террора», прошедший 8 марта в центре Владикавказа на площади Свободы, собрал около тысячи участников. Его организаторами выступили активисты общественной организации Комитет матерей Беслана, которых поддержал блок общественных организаций «Единая Осетия», выступающий в оппозиции к республиканской власти. Матери Беслана вышли на центральную площадь города перед зданием правительства республики Северной Осетии с плакатами: «Терроризм во власти страшнее «Аль-Каиды», «Матери Осетии против войны».
Выступавшие, среди которых были в основном женщины, заявляли об ответственности руководства республики и правоохранительных органов Северной Осетии за трагедию в школе № 1 города Беслана, случившуюся почти полгода назад, в начале сентября 2004 года.
По мнению председателя Комитета матерей Беслана Сусанны Дудиевой, выступившей на митинге одной из первых, «кто-то должен спросить с руководства республики, с руководства страны за их бездеятельность, непрофессионализм, за коррумпированность и халатность, которые приводят к террору».
В аэропорту Владикавказа приехавших для освещения митинга журналистов из Москвы, среди которых был корреспондент «НГ», встречали представители правоохранительных органов. Заместитель начальника пресс-службы МВД Северной Осетии Алан Доев поинтересовался о наличии аккредитаций МВД для работы в зоне проведения контртеррористической операции. Убедившись в отсутствии таковых, он предупредил, что у журналистов «будут проблемы». Действительно, на пути к площади Свободы журналистов остановили, вновь спросили аккредитацию МВД и пытались не пропустить на митинг, правда, безуспешно.
Председатель учительского комитета и депутат районного собрания Беслана Виссарион Асеев высказал предположение, что осторожные и мягкие действия республиканских властей по отношению к участникам акции, вероятно, объясняются присутствием на митинге помощника полпреда президента в Южном федеральном округе Александра Смирнова, который прибыл в республику накануне проведения акции.
Официальная реакция властей на проведение митинга, на котором прозвучала резкая критика местных властей, не заставила себя долго ждать. Сразу же после акции на пресс-конференции, в которой приняли участие сотрудники аппарата президента Северной Осетии, правительства республики и горадминистрации Владикавказа, были даны соответствующие оценки.
В частности, по словам советника президента Таймураза Кусова: «Представители оппозиции, пользуясь горем матерей Беслана, пытаются добиться своих целей и должностей в руководстве республики, тогда как расследование еще не закончено и нельзя без этих результатов делать какие-то и тем более политические заявления. Бесланским горем пользуются некие силы, и направлено это на дестабилизацию обстановки в России в целом».
Мэр Владикавказа Казбек Пагиев также заявил, что «ряд политических лиц и групп людей хотят раскачать ситуацию в республике и набрать себе политический капитал».
В ответ на просьбы журналистов уточнить, что за политические лица имеются в виду, министр финансов Северной Осетии Константин Уртаев пояснил: «Это так называемая оппозиция, люди, которые когда-то работали в правительстве, а теперь таким способом хотят вернуть свои места».
На днях член парламентской комиссии по расследованию обстоятельств теракта в Беслане заместитель руководителя комитета Госдумы РФ по делам СНГ Ахмед Билалов заявил в эфире «Эха Москвы», что доклад комиссии будет готов не раньше конца апреля. Хотя совсем недавно руководитель парламентской комиссии Александр Торшин обещал завершить работу к концу марта.
═
Владикавказ–Москва