Диаметр чаши достигает полутора метров.
Фото автора
В Санкт-Петербурге после длительного перерыва открылся Ботанический музей Российской академии наук. Он был основан в 1823 году и назывался императорским. В основу богатейшего собрания древесины, семян, окаменелостей легли гербарии петровской Кунсткамеры и коллекции, собранные во время экспедиций знаменитыми отечественными учеными и путешественниками Францом Рупрехтом, Григорием Потаниным, Николаем Пржевальским, Карлом Максимовичем, Петром Вавиловым и Владимиром Комаровым, имя которого носит музей.
«Всего в музее четыре основные коллекции, – рассказала корреспонденту «НГ» Татьяна Арсеньева, ученый секретарь Ботанического музея. – Дендрологическая – коллекция древесины стволов, карпологическая – коллекция плодов и семян, палеоботаническая – коллекция отпечатков древних растений на породе и коллекция под условным названием «экономическая ботаника» – это все, что связывает человека и растения: лекарственные, технические, пищевые. Это и поделки из растительных материалов, и примеры использования растений в быту, в архитектуре, в творчестве художников. В фондах музея больше 120 тысяч экспонатов. Выставить удалось все самое интересное. Муляжей в экспозиции нет. Все растения подлинные».
Гордостью музея являются ветка тысячелетней секвойи и отпечаток растения, которому около 400 млн. лет. Интерес представляют предметы быта: ложки и чаши из осины, груши, сосны, лапти из лыка липы, изготовленный японскими мастерами дождевой плащ из осоки. Есть здесь и мужская рубашка из крапивы. На ощупь ткань совсем не жжется, напоминает льняную. Экспонат привезен с острова Сахалин в конце XIX века. Лен там не рос, поэтому местное население ткало и шило одежду из волокон крапивы.
Вдоль лестницы выставлены стволы деревьев, пережившие в музее Ленинградскую блокаду. Их не пустили на растопку. Сотрудники музея, замерзая в холодном помещении, сохранили для потомков экземпляры редчайших пород деревьев. И в карпологической коллекции, где много съедобных плодов и семян, также ни один экспонат не был утрачен.
Поражают посетителей огромная деревянная чаша (диаметр 1,5 м), изготовленная из цельного куска цедрелы душистой, бакаут – самое тяжелое дерево в мире и бальса – самое легкое. Удивляет энцефаляртос – шишка такого большого размера (70 см), что трудно представить, на каком дереве она может расти. Наверное, самое опасное и необычное дерево, представленное в экспозиции, – это куссапод, дерево-душитель, обвивающий своими придаточными корнями ствол соседнего дерева и убивающий его.
Санкт-Петербург