Массимо Кампильи. «Цыганки», 1928 год.
В Эрмитаже открылась выставка «Футуризм. Новеченто. Абстракция», представляющая весь спектр итальянского искусства прошлого столетия, включая «метафизическую живопись», неоклассицизм, сюрреализм, неореализм. Представлено 80 полотен и несколько скульптур из музеев Милана, Рима, Турина, а также частных собраний Бергамо, Венеции и Лугано.
Впервые Эрмитаж показывает искусство футуризма, манифест которого опубликовал поэт Маринетти в 1909 году: «Слишком долго Италия была свалкой всякого старья. Надо расчистить ее от бесконечного музейного хлама – он превращает страну в одно огромное кладбище... Музей и кладбище! Их не отличить друг от друга – мрачные скопища никому не известных и неразличимых трупов». И его слова услышали. Итальянский футуризм воспевал динамику современной жизни, стал начальной главой нового национального искусства. Одержимость движением видна даже в названиях работ: «Движение лунного света» и «О чем мне рассказал трамвай» Карло Карра, «Скорость мотоцикла» и «Вихрь» Джакомо Баллы.
Футуристы стремились взорвать спокойствие итальянского общества, заставить его отвернуться от достижений прошлого и смотреть только в будущее. Они наполнили живопись беспокойными ритмами. Однако новое направление в искусстве оказалось довольно скоротечным. В 1920-х годах против футуризма выступила группа художников, назвавшая себя новеченто (в переводе с итальянского – ХХ век). Они провозгласили стремление стать «народным искусством», наследующим Возрождению и классицизму. Ярким примером этому служат произведения Ахилле Фуни «Земля» и Убальдо Оппи «Три купальщицы».
После Второй мировой войны абстракционизм, сделавшийся на Западе господствующим направлением, выдвинул в Италии на первый план таких живописцев, как Лучо Фонтана, Альберто Бури и Пьеро Мандзони. Самый значительный из них – Фонтана – видел свою главную задачу в преодолении традиционной концепции живописи. Он применял такие неожиданные и в высшей степени рискованные приемы, как разрезы холста, и изобретательно соединял с масляными красками другие материалы.
«Это событие историческое – собрание столь блестящих художников впервые демонстрируется в Петербурге. Итальянский футуризм и метафизическая живопись – это уникальное явление ХХ века, и в России многие мечтают увидеть все эти действительно восхитительные произведения искусства», – сказал на открытии выставки директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
═
Санкт-Петербург