Начатая реформа обеспечения льготников медикаментами направлена на повышение качества жизни людей и должна переломить ситуацию с фальшивыми препаратами на российском рынке. Об этом на прошлой неделе заявили ряд фармацевтических производителей и дистрибьюторов, участвующих в программе дополнительного лекарственного обеспечения. Между тем, как считают эксперты, оборот поддельных лекарств в России сегодня сопоставим с оборотом наркотиков. По самым скромным подсчетам, объем фальсификатов, составляющих 10–12% от общего рынка, «тянет» на 300 млн. долларов в год.
Однако специалисты признаются, что бороться с фальсификаторами очень непросто. Прибыли в этом бизнесе огромны, ведь подделываются в первую очередь самые популярные и широко рекламируемые лекарства. Да и налогов никаких платить не надо. Так что нет ничего удивительного в том, что сегодня в числе лидеров подделок – но-шпа, валокордин, пенталгин, преднизолон, супрастин, виагра, а также противозачаточные средства.
Одной из главных причин, сводящих на нет все усилия по борьбе с подделками на лекарственном рынке, в Ассоциации международных фармацевтических производителей (АМФП) считают слишком либеральные условия торговли в России. Так, вместо сертификатов качества оптовики чаще всего предоставляют в аптеки копии оригинальных документов. Для этого изготовители подделок приобретают небольшую партию настоящей продукции и копируют подлинные сертификаты для дальнейшего «безопасного» сопровождения фальшивых препаратов. В итоге контрафактные препараты через торговые точки, а лекарства в стране, к сожалению, продаются не только в аптеках, но и на рынках, вокзалах, в киосках, где сложно контролировать торговлю, – попадают в домашние аптечки россиян.
Более того, такого количества операторов фармакологического рынка, как в России, нет ни в одной развитой стране. Если на фармрынке Германии действуют 10 продавцов, то в России – 7000. При этом в большинстве стран Евросоюза на одного оптовика приходится сразу несколько контролирующих его деятельность инспекторов.
Основным же препятствием, которое мешает эффективно контролировать оборот лекарственных средств в нашей стране, остается отсутствие в законодательстве четкого определения понятия «фальсификат». Хотя разговоры об ужесточении наказания за подделку лекарств ведутся уже несколько лет, только сейчас планируется принять соответствующие поправки к Закону «О лекарственных средствах». Уже известно, что эти поправки прошли необходимые согласования и направлены на обсуждение в правительство.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), фальсифицированные лекарства можно разделить на три основных вида: не содержащие активных компонентов «пустышки», препараты, которые содержат те же компоненты, что и оригинальное лекарство, но более низкого качества, и, наконец, препараты, содержащие активные ингредиенты, но выпускаемые неизвестным производителем без официальной лицензии. Человек, покупая фальшивку, получает либо пустышку, либо суррогат в виде толченого мела с сахарной пудрой, либо подделку, содержащую меньшее количество активного вещества. Между тем нарушение положенной дозировки в некоторых препаратах может повлечь серьезные последствия для человека. К примеру, антибиотик с измененным количеством активного вещества инфекцию не излечивает, а бактерии при этом становятся невосприимчивы к препарату.
Начатая реформа дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) призвана переломить ситуацию с фальсификаторами, уверены ее сторонники. Во-первых, теперь созданы понятные и прозрачные условия для контроля за оборотом лекарственных средств. Как сообщила «Комсомольская правда», пять крупнейших российских компаний-оптовиков («Протек», «СИА Интернешнл» и другие), уполномоченных государством на работу в системе ДЛО, будут закупать лекарственные препараты у производителей и доставлять их в аптеки. Рассчитываться с дистрибьюторами за выписанные врачом лекарства будут территориальные фонды медицинского страхования. Фактически создается прозрачная и полностью контролируемая система поставок лекарств, принятая на Западе.
Такая схема исключает саму возможность попадания к потребителю подделок, поскольку создается эффективная система контроля за качеством поставляемых для льготников лекарств. Если в аптеку придет низкокачественный товар, то спрос будет с поставщика. Дистрибьютору также грозит крупный штраф в случае, если необходимое лекарство не было доставлено в аптеку в недельный срок. В том, что все эти требования будут неукоснительно выполняться, сомневаться не приходится – бизнесмены не любят рисковать своей репутацией и деньгами.
Страховые компании, в свою очередь, станут третьим основополагающим участником в системе ДЛО. Страховщики будут следить за обоснованностью выписанных врачом лекарств. Таким образом, считают авторы реформы, можно будет положить конец порочной практике, когда врач, руководствуясь своими меркантильными интересами, выписывал пациенту более дешевое и неэффективное средство.
Однако для того, чтобы окончательно перевести отечественную систему здравоохранения на страховые принципы и повысить тем самым качество амбулаторного лечения, как говорят и эксперты, и участники рынка, необходимо сделать еще немало. Как минимум внести в законодательство понятие «фальсификат» и принять ряд важных поправок к Закону «О лекарственных средствах», которые должны остановить безудержный рост цен на лекарства и перекрыть поток некачественных препаратов. Эти поправки разрешат аптекам продавать только те лекарства, которые были закуплены по прямым контрактам у производителя.