Пенсионерам нужны не только льготы, они требуют отставки правительства.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Уже третью неделю в регионах проходят массовые акции протеста против монетизации льгот. По далеко не полным данным, волна недовольства охватила уже более 70 городов, и спада активности пока не наблюдается. Более того, митинговая стихия сменилась на организованные выступления, проходящие под политическими лозунгами отставки правительства, президента России и роспуска Государственной Думы. В минувшие выходные очередные массовые акции прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде, Саранске.
В Москве проходили два митинга. Один был организован движением «За права человека» и Комитетом-2008. Инициатором второго стала партия «Яблоко». В «Марше против кремлевского произвола» по улицам Петербурга кроме пенсионеров участвовали представители КПРФ, «Яблока» и НБП. Демонстранты требовали отмены закона о монетизации льгот, отставки правительства России и губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко, роспуска Госдумы РФ. В Великом Новгороде на Софийской площади собралось около 2,5 тысячи человек по призыву местных отделений КПРФ, «Яблока» и общероссийского общественного движения «В поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки».
Согласно данным январского опроса Аналитического центра Юрия Левады, проведенного в 128 населенных пунктах 46 регионов среди 1600 респондентов, российские граждане четко определили степень ответственности за решения о замене льгот для пенсионеров денежными компенсациями. Наибольшую ответственность они возлагают на правительство (41%), на второе место ставят президента (31%) и на третье (свыше 20%) Государственную Думу. Меньше всего люди склонны винить в происходящем губернаторов (5%).
События развиваются по классическому сценарию, описанному еще вождем революции Владимиром Лениным как революционная ситуация, когда «низы» не хотят жить по-старому (противятся несправедливым решениям власти), а «верхи» не могут найти способ управлять по-новому.
В первые же дни нового года, когда пенсионеры по привычке пытались воспользоваться правом на льготный проезд в общественном транспорте, их начали высаживать из автобусов, троллейбусов и трамваев, требуя оплатить проезд.
Повсеместно и почти одновременно в центрах крупных городов начинаются стихийные акции протеста. Первая и наиболее заметная акция протеста прошла 10 января в подмосковных Химках, когда 300 пенсионеров перекрыли Ленинградское шоссе. ОМОН отттеснял их с дороги, а губернатор Московской области Борис Громов грозил зачинщикам акции угловным преследованием. В этот же день акции протеста грянули в Москве, Солнечногорске, Альметьевске (Татарстан), Самаре.
Первыми проявили озабоченность начавшимися протестами губернаторы. Чтобы хоть как-то остановить волну протестов, многим из них пришлось договариваться с транспортниками о возвращении бесплатного проезда хотя бы до начала февраля. Первая реакция представителей центральных властей оказалась предсказуемой. Спикер Госдумы и лидер «Единой России» Борис Грызлов призвал разобраться с пенсионерами правоохранительные органы. Но на следующий же день его милицейский пыл остудил президент РФ Владимир Путин, заявивший, что «надо подумать, достаточны ли принятые меры, и сделать так, чтобы ветераны не чувствовали себя обиженными».
Между тем волна протестов в регионах нарастает день ото дня. Причем помимо требований отмены реформы звучат призывы политического характера. Например, в Удмуртии пенсионеры призывают к отзыву из Госдумы депутатов «Единой России», а льготники Тулы ставят подписи под распространяемым Партией пенсионеров обращением с требованием отставки правительства и привлечения к уголовной ответственности Михаила Зурабова.
Волну народного протеста пытаются оседлать политические партии, и в первую очередь радикальные коммунисты из РКРП, НБП и, наконец, КПРФ. Казалось бы, оказавшиеся уже на обочине политической жизни, левые вновь почувствовали себя заметной силой и заговорили во весь голос.
Примечательно, что массовые протесты против правительства и «Единой России» объединяют и левых и правых. Как например, это произошло в Екатеринбурге, где вместе с местными коммунистами в акции протеста приняли участие члены партии «Яблоко», «Родины» и Партии пенсионеров. Вместе с тем ни «Родина», ни Партия пенсионеров не могут остановить пенсионеров, которые на митингах все чаще держат в руках плакаты, направленные против самого президента Владимира Путина, и поддерживают лозунги о его отставке.
Главы регионов пытаются извлечь свою выгоду из ситуации, воспользовавшись нарастающим движением протеста на местах. Липецкий губернатор Олег Королев фактически признал необходимость и полезность акций протеста. По его мнению, они «позволили еще раз проанализировать закон о денежных выплатах, учесть ошибки и исправить ситуацию». Наиболее влиятельные губернаторы начинают вести денежный торг с федеральным Центром, добиваясь увеличения дотаций на единые проездные документы для льготников. Курганский губернатор Олег Богомолов отказался подписывать соглашение с правительством по этому вопросу, пока дотации не будут увеличены.
Томский губернатор Виктор Кресс, участвуя в недавнем заседании кабинета министров, выступил с резкой критикой ряда решений федеральных властей. После этого председатель правительства России Михаил Фрадков вынужден был признать: «У меня такое ощущение, что мы что-то недорабатываем и что-то упускаем». По итогам совещания он дал поручил губернатору Томской области представить записку с информацией о недоработках федеральных властей в вопросах социального обеспечения населения, и в частности касающихся реализации закона о льготных выплатах.
Высокопоставленным федеральным чиновникам с трудом дается признание ошибок в проведении монетизации. Конвейер социальных реформ запущен, и его остановка, похоже, пугает центральную власть больше, нежели социальные протесты в регионах.
Проблема транспортных льгот в итоге после нескольких недель кризиса с грехом пополам решается. Но начинаются трудности с лекарственным обеспечением льготников, а на подходе не менее болезненные реформы здравоохранения, образования, жилищно-коммунальной сферы, которые затронут интересы не только пенсионеров, но и бюджетников, студентов и других социально незащищенных групп населения.
При этом федеральная власть пытается демонстрировать, что ситуация находится у нее под контролем. На помощь ей приходит «Единая Россия», которая собирает митинги в поддержку реформ, нелепо выглядящие на фоне происходящих акций протеста.
К процессу мирного урегулирования подключились и некоторые губернаторы, особо лояльные власти, как, например, калужский губернатор Анатолий Артамонов, организовавший обращение от общественных организаций, выступивших на стороне правительства в поддержку монетизации. Как говорится в обращении, «проводимая сегодня реформа – это удар по чиновничьим кормушкам, по транспортной и аптечной мафии, по казнокрадам и жуликам. Те, кто сейчас зовет людей на митинги, на деле отрабатывают их заказ».
Очевидно, что власть, собственными действиями вызвавшая волну народного недовольства, споткнулась на ровном месте. При огромном профиците бюджета, многомиллиардном Стабилизационном фонде и весомом кредите доверия со стороны большинства населения она сама загнала себя в ситуацию глубокого политического кризиса. Какие бы меры ни были теперь приняты федеральным Центром для выхода из кризиса, главным итогом ошибочных действий уже стала утрата прежней стабильности, которая до настоящего момента была главной заслугой президента Владимира Путина.