Прошел ровно месяц, как страна живет по новому закону – монетизации льгот. За это время у многих граждан о «льготной» реформе и реформаторах сложилось не самое лестное мнение. Рассуждения примерно следующие: раньше льготники могли рассчитывать хотя бы на бесплатные лекарства, а теперь их лишают и этого, поскольку выделяемых средств на льготные медикаменты не хватит. Однако если разобраться в сути 122-го закона и в его части, касающейся дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО), то почва для таких опасений отпадет сама собой. Более того, закон предусматривает создание действенной системы амбулаторной помощи для льготников.
Начнем с волнующего всех вопроса – денежного. Так вот, общее количество средств, выделяемых на лекарства для одного льготника, с 2005 года увеличилось более чем в 3 раза – с 35 до 130 долл. в год. И эти 130 долл. полагаются каждому из 14 млн. федеральных льготников. Для сравнения: в прошлом году в богатой Москве среднее потребление лекарств – и тех, которые граждане покупали за свой счет, и тех, которые они получали по льготам, и выделяемых больницам – на одного человека составило около 100 долл. Так что увеличение средств очевидно.
В саму же реформу заложен страховой принцип, когда здоровый платит за больного. Люди страдают разными заболеваниями, которые требуют и разного лечения. 130 долл. в год (или 350 руб. в месяц) – это усредненная, но не конечная цифра. И из закона отнюдь не следует, что эти деньги льготник получает на руки. Это страховая сумма, выделяемая на каждого льготника государством. Человек может и не потратить ее, если не болеет и не нуждается в данный момент в лекарствах. А может потратить и больше – например, 10 тыс. руб. в месяц, и даже больше, если возникнет такая необходимость. Поэтому все разговоры о том, что заложенной в бюджете суммы на реформу ДЛО – 50,8 млрд. руб., может не хватить, абсолютно беспочвенны. Переход на страховой принцип означает, что каждый отдельный случай будет учитываться, контроль за расходуемыми средствами усилится, качество оказываемых льготнику услуг улучшится, а коррупция, нецелевые расходы и хищения в регионах снизятся.
Между тем денежный вопрос реформы является даже не столь уж и важным.
Качественно изменилась вся номенклатура льготных лекарств. Речь не о дешевых медикаментах, которые отпускались бы по бросовым ценам, а о действительно необходимых для хроников и тяжелобольных препаратах. В официально утвержденный перечень лекарств для федеральных льготников вошли около 350 так называемых международных непатентованных наименований (МНН). Но в действительности этот список намного шире, поскольку производители могут выпускать одно и то же лекарство под разными торговыми наименованиями, которых около 1200. У многих из-за этого происходит путаница понятий, и звучат необоснованные обвинения в адрес поставщиков, доставивших в регионы «лишь треть от полного списка лекарств». Например, такой препарат, как дротаверина гидрохлорид, – это не что иное, как всем известная но-шпа. Хотя главное не в том, чтобы в регионе присутствовали все торговые марки. Главное – чтобы все 350 МНН (а среди них есть и инсулин, и лекарства для онкологических больных) были в аптеках. На сегодняшний день в регионы уже поставлено льготных лекарств на сумму свыше двух млрд. руб., а в среднем по стране в аптеках имеется запас медикаментов в расчете на одного льготника на сумму 105 руб. Таких запасов лекарств в современной России никогда еще не было.
Причем закупка лекарств и медикаментов льготникам осуществляется исключительно самими дистрибьюторами. Напомним, что это пять крупнейших компаний, которых государство привлекло к реализации реформы ДЛО и которые являются лидерами российского фармацевтического рынка. Точную цифру потраченных средств фармкомпании не разглашают, но известно, что это десятки миллионов долларов.
Одновременно дистрибьюторы финансируют дополнительные мероприятия, чтобы сделать реформу более эффективной. В частности, они устраивают образовательные семинары для врачей, выписывающих бесплатные лекарства для льготников. Часто они не обладают нужной квалификацией, тогда незнание фармрынка, торговых марок и латинских названий препаратов приводит к путанице – людям, например, выписываются средства, которые нужно покупать, а не получать в аптеке бесплатно по предъявлении рецепта. Нередко незнание отдельных препаратов приводит к тому, что врач назначает пациенту препарат какой-то определенной фирмы, заинтересованной в продвижении своих торговых марок на рынок. Все эти обстоятельства мешают реформе – ведь люди, которым выписывают лекарства, идут в аптеку и покупают то, что написано в рецепте, вместо того чтобы бесплатно получить тот же препарат из списка лекарств для льготников.
Цель дистрибьюторов вполне очевидна – сделать реформу понятной для всех. И не только для врачей, но и для льготников и для населения в целом. Ведь начатые преобразования должны приблизить нашу систему здравоохранения к европейским стандартам. В отсутствие просветительской кампании со стороны государства кроме них сделать это больше некому.