Уголовное дело по факту применения насилия в отношении сотрудников милиции со стороны сотрудников службы безопасности президента Чечни возбудила прокуратура дагестанского города Хасавюрт. Речь идет об инциденте, произошедшем 10 января, когда милиционеры Хасавюрта задержали сестру первого вице-премьера Чечни Рамзана Кадырова и двух ее охранников. Тогда Кадыров прибыл в город в сопровождении вооруженного отряда и освободил сестру Зулай силой.
Заметим, что сразу же после этого конфликта чеченская сторона, в том числе президент республики Алу Алханов, а также члены Госсовета Чечни, сделали несколько резких заявлений в адрес правоохранительных органов Дагестана. В ответ соответствующее заявление сделали Госсовет и правительство Дагестана, особо подчеркнув, что сотрудники службы безопасности Чечни «в некоторых населенных пунктах Дагестана проводили оперативно-разыскные мероприятия сомнительного характера, в результате чего ряд жителей были задержаны и увезены в Чеченскую Республику».
Сгладить ситуацию пытался полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак. Как сообщил «НГ» пресс-секретарь полпреда в ЮФО Федор Щербаков, сразу же после инцидента с Зулай Кадыровой в Ханкале прошло совещание представителей МВД Чечни и Дагестана во главе с заместителем министра МВД РФ Аркадием Еделевым, на котором обсуждались обстоятельства случившегося. 14 января в Краснодаре Козак вместе с главой Дагестана Магомедали Магомедовым и президентом Чечни Алу Алхановым продолжили обсуждение этого ЧП.
«Против представителей МВД и спецслужб Чечни возбуждены уголовные дела по ст. 318 ч. 1 УК РФ («Применение насилия в отношении представителей власти»), – сообщил корреспонденту «НГ» помощник заместителя генерального прокурора РФ по ЮФО Владимир Рудяк. – Основанием для этого стали материалы служебного расследования, которое провели в МВД Дагестана».
«Дело возбуждено 20 января, – заявил «НГ» прокурор Хасавюрта Рашидхан Магомедов. – Не против конкретных лиц, а по факту. Что касается подробностей, то примерно 70–100 вооруженных людей в камуфляжной форме, предположительно сотрудники правоохранительных органов Чечни, приехали в горотдел милиции Хасавюрта и в течение 15–20 минут вели «диалог» в помещении дежурной части. Предположительно там были Рамзан Кадыров и замминистра внутренних дел Чечни Хамзат Гусейнов. Правда, Кадыров, как известно, отрицал то, что он здесь был, – будем устанавливать этот факт. Все эти действия сопровождались наведением оружия на работников милиции, а в отношении одного из следователей была применена сила. В самом здании и вокруг территории ГОВД стрельбы не было. Сейчас установлены обстоятельства. Но есть объяснения некоторых лиц, что в городе при отъезде слышались очереди. Сейчас устанавливаем, кто стрелял».
Кроме того, по словам Рашидхана Магомедова, будет изучаться и правомочность действий сотрудников милиции Хасавюрта, задержавших Зулай Кадырову. Как известно, ранее чеченская сторона заявляла, что ей повредили руку. «Нет, пока к нам не поступали никакие жалобы, в том числе и от Зулай Кадыровой, – заявил «НГ» прокурор Чечни Владимир Кравченко. – Я только знаю, что соответствующая проверка проводится Дагестаном. К нам нет вопросов пока. Если что, окажем необходимую помощь».
Максимальное наказание по ст. 318 ч. 1 – до пяти лет лишения свободы.
Ростов-на-Дону