Столичным политтехнологам и комментаторам вольготно рассуждать на «актуальную» тему: отправит ли президент Владимир Путин в отставку правительство Михаила Фрадкова из-за выплеснувшегося на улицы недовольства людей ходом реализации пресловутой замены натуральных льгот денежной компенсацией. А вот нам в регионах представляется, что намного более актуально (причем без всяких кавычек) было бы подумать о том, как сделать, чтобы логичная в процессе реформ монетизация льгот не становилась причиной протестных настроений, не ухудшала и без того нелегкое положение наших ветеранов и инвалидов, а пошла на пользу и им, и государству.
Нет сомнений – любое нововведение всегда таит в себе определенный риск. И данное – в этом смысле не исключение. Но сразу скажу: в Калмыкии выступлений против денежных компенсаций льгот нет и, надеемся, не будет, хотя определенное недовольство, разумеется, просматривается. Впрочем, нет акций протеста и в Москве и, насколько мне известно, в целом ряде других – больших и малых – субъектов Федерации. Поэтому уже сейчас, анализируя первые данные, можно сделать вывод, что людской протест вызван не самим фактом монетизации, а тем, как она отражается на положении граждан, насколько четко, грамотно и обдуманно проводятся необходимые мероприятия, без которых любая реформа заведомо обречена.
Так, сразу после принятия в августе прошлого года соответствующего закона в Калмыкии незамедлительно был создан Координационный совет и сформирован план мер по механизму предоставления адресной социальной помощи. Через некоторое время Народный хурал (парламент) республики принял пакет законов, в которых скрупулезно прописано, что именно и каким образом следует предпринять для поддержки ветеранов труда и тружеников тыла, материнства и детства, реабилитированных жертв политических репрессий и работников бюджетной сферы.
Отмечу, что законами предусмотрено предоставление всех льгот в соответствии с прежним законодательством в натуральном виде. Это означает, что условия (как и порядок) предоставления льгот не ухудшаются, а объемы государственных гарантий и прав граждан остаются неизменными. Кстати, такая политика не является для нас чем-то неординарным. Напротив, проблемы льготников всегда были в центре внимания руководства республики. Приведу лишь один пример: в 2002 году мы совместно с правительством России нашли возможность выделить инвалидам более 1000 малолитражных автомобилей «Ока». Помнится, тогда «защитники народных прав» из фракции «Яблоко» подвергли нас за это в СМИ суровой, хотя и не совсем понятной критике, но зато ветераны и инвалиды были довольны. Не скрою, последнее обстоятельство для нас много важнее.
Между тем в нашей республике – как, впрочем, и в большинстве других регионов страны – льготников немало: почти 118 тысяч человек, причем более половины из них – это получатели пособий на детей, а пятая часть – ветераны труда. Специфика Калмыкии состоит в том, что у нас проживают свыше 22 тысяч реабилитированных жертв политических репрессий, на которых, согласно прежнему законодательству, выделялась львиная доля средств социальной защиты населения. Образно говоря, речь идет и о нашем прошлом, и о нашем будущем. Понятно, что пренебрегать интересами этих людей мы не имеем ни малейшего морального права. Поэтому, например, организован бесплатный отпуск лекарственных препаратов льготной категории граждан как федерального, так и регионального уровня.
Дело и слово должны идти рука об руку. Сегодня мы проводим активную разъяснительную кампанию в городах и на селе, объясняя людям суть нынешних социальных реформ. Организована постоянно действующая «горячая линия», воспользовавшись которой, граждане имеют возможность получить любую интересующую их информацию.
Разумеется, для того чтобы упомянутые законы не остались на бумаге, требуются средства, и весьма солидные: в общей сложности их реализация в начавшемся году потребует более 223 млн. руб. Понимая, что республика должна нести на себе основную тяжесть в деле обеспечения льгот в прежнем объеме, нашим бюджетом на соответствующие цели в 2005 году выделено почти 173 млн. руб. – практически три четверти необходимого объема средств. Для полного выполнения обязательств перед людьми (а я твердо убежден, что их выполнение – наша святая обязанность) республике не хватает 50,3 млн. руб. Уверен, что совместно с федеральной властью мы сможем решить этот вопрос, имеющий очевидную политическую значимость. Хочу подчеркнуть, что и президент Владимир Путин считает вполне обоснованным, если правительство компенсирует регионам потери при переходе на льготные выплаты.
На федеральном уровне должны быть изысканы средства социальной поддержки реабилитированных жертв политических репрессий – не сами же себя выселяли в Сибирь в 1943 году жители Калмыкии. Необходимо также рассмотреть проблему лишения ветеранов труда и тружеников тыла права на 50-процентную скидку на телефонную абонентскую плату. Не преувеличу, если скажу, что данное нововведение вызывает особое недовольство пожилых людей, которые таким образом не просто лишаются «роскоши человеческого общения», но и рискуют оказаться беспомощными в самый неподходящий момент: ведь телефон за неуплату могут отключить, и как же тогда вызвать врача, обратиться за помощью к детям? Относительно права на бесплатный проезд говорить считаю излишним: десятки, если не сотни тысяч пожилых людей по всей стране делают это эмоционально и выразительно.
От того, как будут действовать в ближайшей перспективе федеральные и региональные власти, в значительной степени зависят социальный мир, согласие и стабильность в России. Убежден: общими усилиями нам удастся найти приемлемые для всех решения. Необходимо только, чтобы органы государственного управления всех уровней, действуя в унисон, постоянно помнили, что от нашей позиции зависят судьбы миллионов людей, защитить которых, кроме нас, попросту некому.