Темпы политических реформ в России всегда опережают преобразования в экономике. Между тем увеличивающийся, особенно в последнее время, разрыв между ними грозит негативными последствиями для страны. Переход к новой системе выборности глав субъектов Федерации должен как раз помочь гармонизировать эти процессы. Политическая реформа, инициированная президентом, как раз и должна придать динамизм экономическим процессам на местах.
Консолидация власти, о которой заявил глава государства осенью прошлого года, необходима не ради усиления самой власти, а для придания большего динамизма экономическим процессам и, в частности, удвоения ВВП в ближайшее десятилетие. Субъекты Федерации исходя из состояния своей экономики должны сами определить максимально возможные для себя цели. Для одних это рост в полтора раза, для других – в два, а для лидеров – в три.
Тульская область, на мой взгляд, способна утроить валовой региональный продукт. Эта задача тулякам вполне по силам. Например, согласно предварительным итогам 2004 года, по темпам промышленного роста Тульская область заняла второе место в Центральном федеральном округе, уступая лишь нашему соседу, Московской области. При этом необходимо учитывать, что Тульская область относится к старопромышленным регионам со сложнейшей демографической ситуацией и экологическими проблемами, что вызывает необходимость дополнительных бюджетных вложений.
Тульская область, как известно, не имеет нефтегазовых месторождений или экспортно-ориентированных предприятий-гигантов. Единственное, на что мы можем рассчитывать при осуществлении наших амбициозных планов утроения ВРП, так это на человеческий потенциал.
В советское время, кстати, этому фактору придавалось гораздо большее значение. Возможно, его даже излишне эксплуатировали. Сегодня же забыли, что есть люди, которые способны ставить серьезные цели и достигать их.
Когда в 2002 году я был назначен на пост заместителя губернатора – председателя комитета по управлению государственным имуществом Тульской области, никто передо мной задачи удвоения и утроения не ставил, тем не менее доходы от использования государственного имущества и земельных ресурсов выросли с 50 млн. руб. в 2001-м до 450 млн. руб. в 2004 году, то есть в девять раз за три года.
Достичь роста ВРП в 9–10 процентов в год несложно, труднее их сохранить в течение десятилетия. Для этого недостаточно только использовать незагруженные мощности, иметь благоприятную конъюнктуру и другие факторы. Помимо этого необходимо консолидировать власть и общество.
Как ни парадоксально, но сегодня в органах законодательной и исполнительной власти катастрофически не хватает высококвалифицированных узкопрофильных специалистов, которые хорошо разбирались бы в проблемах экономики, производства и т.д. Компенсировать этот недостаток можно, либо раздувая и без того немалые штаты, либо вовлекая в процесс специалистов из бизнеса, менеджмента, научных и учебных заведений. Разумеется, второй путь предпочтителен и более эффективен.
К решению экономических вопросов нужно широко привлекать бизнес. Для этого необходимо создать Региональный экономический совет.
Для лучшего управления регионом необходима консолидация ветвей власти. С этой целью мы планируем организовать совет законодателей. А в проведение общественной экспертизы законопроектов и проектов решений исполнительной власти с начала года активно включилась Общественная палата области.
Успешное решение любой грандиозной задачи невозможно без демократизации процесса выработки и принятия управленческих решений, привлечения к этому процессу тех, кто будет их выполнять. Укрепление вертикали власти на региональном уровне предполагает расширение демократии, а не ее свертывание, в чем совершенно напрасно упрекают президента зарубежные и доморощенные «профессиональные демократы».
Лимит времени, отпущенный России для создания сильной и эффективной экономики, к сожалению, очень невелик. Нужна мобилизация всего общества. Существует мнение, что для этого необходимо свернуть демократию. На мой взгляд, наоборот, необходимо привлечь широкие слои общества к решению насущных задач, стоящих перед страной и регионом. Это – демократическая мобилизация. Она лежит в русле инициатив президента.
Главное – это направление энергии людей в единое русло, расширение социальной базы власти, повышение открытости власти, демократизация принимаемых решений.
Мы искренне заинтересованы в этом. Поскольку только так власть способна на деле реализовать стоящую перед регионом задачу по утроению регионального валового продукта, а значит – ликвидации бедности, повышению благосостояния граждан, превращению области в регион-донор.