В Ингушетии продолжается крупномасштабная контртеррористическая операция. Она была начата еще 11 января, когда были перекрыты административные границы с Чечней, Северной Осетией и Кабардино-Балкарией. В операции, которая продолжается до сих пор, задействованы республиканская милиция, три мобильных отряда МВД РФ, а также подразделения Внутренних войск (ВВ) РФ.
Особое внимание уделялось местам временного размещения беженцев из Чечни и Северной Осетии. Задержаны более 60 человек, подозреваемых в совершении преступлений различной степени тяжести, десять из которых подозреваются в причастности к незаконным вооруженным формированиям, а двадцать из арестованных находились в федеральном розыске. В ходе профилактических мероприятий обнаружены несколько схронов с оружием, в которых найдены шесть ручных гранатометов, полсотни выстрелов к ним, самодельные взрывные устройства и четыре тысячи патронов.
Как сообщили «НГ» в штабе 58-й армии, силы и средства этого объединения не принимают непосредственного участия в контртеррористических мероприятиях на территории Ингушетии. Между тем усилено патрулирование и охрана всех военных объектов, дислоцированных в республике. В том числе в станице Слепцовская – аэродрома, военного гарнизона и места базирования 503-го мотострелкового полка. Силами последнего во взаимодействии с органами МВД и ВВ обеспечивается патрулирование в станице Троицкая, автомобильной трассы Троицк–Барсуки–Назрань, а также границы Ингушетии с Чечней. Границу Ингушетии и Северной Осетии с юга прикрывают подразделения 19-й мотострелковой дивизии (Владикавказ), с севера – подразделения 205-й мотострелковой бригады.
При этом, как заявляют в МВД Ингушетии, «все мероприятия правоохранительных органов проводятся в корректной форме, с соблюдением закона и конституционных прав граждан». Сами жители республики, как утверждается, относятся к данным действиям «с пониманием».
Иная точка зрения у правозащитников. Член Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при президенте РФ Светлана Ганнушкина заявила «НГ»: «Вся Ингушетия стоит на ушах. Массовые обыски в квартирах и домах проходят во всех городах и селах республики. В основном задерживают тех, кто не имеет временной ингушской регистрации, как правило, это чеченцы». Вопиющий случай, по словам Светланы Ганнушкиной, произошел в офисе информационного центра Совета неправительственных организаций, куда ворвалась группа вооруженных людей в камуфляжной форме с автоматами и ручными пулеметами. Угрожая оружием, неизвестные уложили мужчин на пол, женщин, среди которых была и несовершеннолетняя девочка, поставили у стенки. Налетчики оборвали шнур телефона, изъяли у семерых присутствующих мобильные средства связи, после чего произвели обыск. При этом были сфотографированы паспорта присутствующих и устав организации.
Как заявил руководителю информационного центра Таисе Исаевой следователь УФСБ по Ингушетии Кирилл Шведов, обыск вызван поступившей в его ведомство информацией, что на частной квартире, где и расположен офис, находятся бандиты. Сотрудники ФСБ изъяли оба компьютера организации, а Исаевой было предложено на следующий день прибыть в Управление ФСБ в Магас. Заметим, что деятельность информцентра носит правозащитный характер: собирается информация о нарушениях прав человека в Чечне и местах компактного проживания чеченских беженцев в Ингушетии.
«Специально мониторинг в Ингушетии мы не проводили, – сообщил «НГ» сотрудник правозащитного центра «Мемориал» (Назрань) Шахман Акбулатов. – Пока у нас мало информации, но, очевидно, она поступит в ближайшее время. Хотя слухи есть, что кого-то увели, кого-то забрали. Общество откровенно напугано».
«Люди не могут понять, зачем в республику введены дополнительные войска, – заявил «НГ» член Народного собрания Ингушетии, председатель регионального отделения Партии мира Магомед-Сали Аушев. – По моим данным, от полутора до двух тысяч военнослужащих. Люди в тревожном ожидании, идут разговоры о массовых зачистках, о чеченском сценарии. Что творится, непонятно. Людей пугает и то, что от официальных властей нет никакой информации. Старожилы сравнивают происходящее с 1944 годом. Мол, тогда все начиналось с таких же зачисток. Говорят о подготовке к массовым высылкам. Хотя, конечно же, это глупость: куда выселять-то? Но в любом случае настроения в обществе очень тяжелые, настороженные».
Как сообщил «НГ» руководитель временного пресс-центра МВД на Северном Кавказе подполковник милиции Борис Прошкин, ситуация в Ингушетии и Дагестане «наложила отпечаток на действия органов МВД, ВВ и Минобороны РФ в Чечне». Хотя никаких критических событий в Чечне не зарегистрировано, усилена охрана границы с Ингушетией и Дагестаном. Посты усилены бронетехникой и военнослужащими армейских подразделений.