Сергей Катанандов никак не может найти пропавшие миллионы.
Фото Павла Корнеева
Глава Карелии Сергей Катанандов, похоже, все менее уверенно чувствует себя в своем кресле. В октябре и первых числах декабря в Петрозаводске прошли массовые митинги протеста против инициированного главой республики регионального закона о полной отмене льгот и замене их на мизерную денежную компенсацию. На акцию протеста люди вышли под откровенно антикатанандовскими лозунгами. Потом здание правительства, окруженное дополнительными кордонами милиции, пикетировали профсоюзные лидеры и правозащитники. Наконец, масла в огонь добавил вице-спикер Госдумы РФ Владимир Жириновский, которой сначала резко критически высказался по поводу экономической политики, проводимой Катанандовым, а 15 декабря обратился с письмом к председателю правительства России Михаилу Фрадкову, предлагая не переназначать Катанандова на новый губернаторский срок.
При этом Жириновский обвинил главу Карелии в злоупотреблении служебным положением и, более того, обещал доказать, что в республике систематически происходит нецелевое использование федеральных и республиканских бюджетных средств. Вице-спикер в своем письме сообщал о вольном обращении правительства Карелии с федеральными субвенциями, двусмысленных историях с выделением квот на вылов рыбы, строительстве дорожных объектов по завышенным расценкам и т.д.
Как сообщили корреспонденту «НГ» в партийном офисе КРО ЛДПР, Жириновского задел за живое тот факт, что с трудом полученную еще в 2001 году с его помощью федеральную субвенцию в 88 млн. руб. на строительство в Карелии автомобильной дороги Санкт-Петербург–Сортавала местные чиновники умудрились «потерять». Дело в том, что летом 2000 года депутат Законодательного собрания Карелии от Лахденпохского района и руководитель карельского отделения ЛДПР Михаил Максимов (сегодня он возглавляет район) обратился к Жириновскому с просьбой посодействовать в выделении денежных средств на строительство данной трассы, которая пройдет по территории Лахденпохского района. Просьба однопартийца, разумеется, сопровождалась официальным обращением к Жириновскому со стороны руководства республики. Несмотря на то что федеральный бюджет вчерне был уже сверстан, Жириновский сумел добиться внесения карельского объекта в федеральный план субвенций на 2001 год. В январе 2001 года правительство Карелии приняло постановление, где в перечне объектов дорожного строительства на текущий год значилась и реконструкция лахденпохского участка автодороги.
В итоге, впрочем, никакой реконструкции дороги так и не провели. Хотя в сентябре того же года парламент Карелии, подводя итоги исполнения республиканского бюджета за первое полугодие, в своем постановлении указал председателю правительства республики Сергею Катанандову на нецелевое использование данной субвенции: по словам руководителя комитета по строительству, эксплуатации и содержанию автомобильных дорог Карелии Владимира Корниенко, оказывается, деньги ушли на другую стройку. И хотя Максимов добился того, что действия правительства Карелии были расценены как нарушение федерального законодательства, этим все и закончилось. Осенью уже этого года глава района обратился в УФСБ по Карелии, но ответ получил из прокуратуры, которая заявила, что субвенции федерального бюджета на реконструкцию упомянутого участка дороги «не предусматривались и не поступали». Это вызвало гнев Владимира Жириновского и заставило его обратиться к премьер-министру страны с требованием провести соответствующее расследование.
Между тем Сергею Катанандову хватает проблем и без исчезнувших миллионов. Уже завершается расследование по факту другой «пропажи» – 41 млн. руб. бюджетных средств. И тут в центре скандала стоят нынешние и бывшие руководители дорожного комитета. Следствие не исключает хищения бюджетных средств. Недавно был уличен в получении взятки сотрудник Минэкономразвития Карелии. Оппоненты главы Карелии передали в Госдуму РФ пакет документов, связанных с несправедливым распределением республиканских рыбных квот. Подготовлены материалы по использованию средств Территориального дорожного фонда Карелии, израсходованные на приобретение 43 автомашин для МВД Карелии: сейчас выясняется, было ли это целевым использованием «дорожных» денег.
Петрозаводск