Министр здравоохранения и социального развития РФ Михаил Зурабов позавчера встретился в Екатеринбурге с руководителями субъектов Уральского федерального округа. Обсуждалась готовность к реализации закона о монетизации льгот.
Губернаторы заявили, что готовы исполнять закон с 1 января. Правда, выяснилось, что федеральное правительство еще не приняло ряд нормативных актов, в частности, нормативы финансирования по линии территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС) недоработаны. Но в целом, как выразился губернатор Свердловской области Эдуард Россель, «проблем никаких нет: не справитесь до Нового года – будем в первом квартале работать по старой схеме».
Что это за старая схема, объяснил тюменский глава Сергей Собянин: «Мы на всякий случай авансируем лечебные и аптечные заведения: будет сбой из-за отсутствия договоров – выдадим лекарства по региональному перечню, который финансировали эти годы. Надеемся, какие-нибудь взаиморасчеты в конце концов произойдут. Но даже если этого не будет, мы все равно людей без лекарств не оставим».
Между тем руководитель Свердловского ТФОМС Борис Чарный усомнился, что за оставшееся время удастся обучить врачей работать в рамках утвержденного регламента и по новому списку, которого еще никто не видел. Кроме того, нужно создать формуляры, модели потребления лекарств, чтобы знать, кому и что выписывать, выстроить схему отчетности и учета, что невозможно без программного обеспечения. Но особенно Борис Чарный обеспокоен системой, при которой предлагается кредитовать государство не только дистрибьюторам, но и аптекам. Опыт Свердловской области показывает, что фармакологические предприятия работать в долг отказываются и перестают отпускать бесплатные лекарства.
Михаил Зурабов, признав, что Минздрав пока не вполне точно представляет потребность в лекарствах и что до сих пор отсутствует понятный механизм финансирования договоров, на «панические» настроения руководителя ТФОМС ответил: «Не драматизируйте ситуацию. Я не считаю, что для аптек проблема получить средства не в январе, а в феврале». Министр не видит проблем и в том, что нет программного обеспечения: «Рецепты ведь никуда не денутся – посчитаем вручную». С бизнесом, считает министр, надо договариваться: «Мы не можем жить дальше с такой системой ценообразования, какая была прежде. Рост тарифов обгоняет платежеспособный спрос населения, поэтому должна быть цена производителя плюс наценка».
В регионах, где не хватит средств для выплат льготникам на проезд в транспорте, Зурабов предложил установить льготный тариф в течение дня либо в определенный день недели. Министр заявил, что его задача – создать платформу для проведения социальной политики, в качестве каковой он видит унифицированные стандарты доступности услуг. Российские железные дороги, по его словам, уже снизили цены на билеты в поездах дальнего следования, поскольку это позволяет загрузить вагоны. «Следующий шаг – создание нормального финансового механизма в здравоохранении, образовании, ЖКХ», – подчеркнул министр.
Губернаторы не возражали. Лишь Сергей Собянин заметил, что монетизация ради монетизации никому не нужна: «Мы стали внедрять денежные компенсации в ЖКХ, чтобы дать возможность коммунальным предприятиям работать в рыночных условиях. При существующей же системе зачетов это нереально: чиновничий частокол хоронит любые реформы. Создание рынка должно стоять на первом месте».
Директор Института экономики УрО РАН Александр Татаркин на просьбу корреспондента «НГ» оценить последствия вступления в силу решения по монетизации льгот сказал: «Идея правильная, но правительство приняло непродуманное решение, передав большую часть льгот на областной уровень. А где взять финансы на обеспечение этих льгот? Свердловской области, по расчетам Министерства экономики и труда, нужно где-то найти почти треть от необходимых средств. Боюсь, что Федерация столько не даст. Область опять останется один на один с пенсионерами».
Екатеринбург