В Томске прошла акция «Скажи МОКСу нет», организованная Томской экологической студенческой инспекцией, Сибирским экологическим агентством при поддержке российского «Гринписа». Для участия в ней в Томск приехали представители антиядерной программы «Гринпис» из Франции, Голландии, Бельгии и Венгрии.
Акция стала кульминацией проводимой уже около года кампании против предполагаемого строительства в районе ЗАТО Северск завода по производству МОКС-топлива (от английского mixed-oxide fuel) – смешанного оксидного уран-плутониевого топлива, используемого в ядерных реакторах.
По экспертным оценкам Министерства энергетики США, количество накопленного в мире оружейного плутония оценивается в 270 тонн, 150 из которых принадлежит России, 85 – США и менее чем по 10 тонн – Франции, Великобритании и Китаю, 500 кг – Израилю, 250 кг – Индии.
Существует реальная опасность попадания ядерных материалов оружейного качества, особенно плутония, в руки террористов или государств, уклоняющихся от выполнения режима нераспространения ядерного оружия. Необходимость локализации и изоляции ядерных оружейных материалов, которые более не требуются для военных целей, заставила правительства США и РФ в сентябре 2000 года подписать межправительственное соглашение, согласно которому стороны должны в течение последующих 20 лет вывести из оружейного качества по 34 т плутония.
Соглашением предусматривалось, что будут построены два аналогичных завода в США и в России.
В обеспечение реализации международного соглашения приказом Министра РФ по атомной энергии было предписано в 2003 году начать проработку вопроса о возможности создания на площадке Сибирского химического комбината (СХК) завода по производству МОКС-топлива. АО «ТВЭЛ» как заказчик опубликовал декларацию о намерениях. Администрация Томской области высказалась положительно в отношении предполагаемого строительства. Председатель областной Думы Борис Мальцев выступил с идеей создания «Томского атомного центра» на базе СХК, а также томских научных и образовательных организаций, имеющих отношение к атомной отрасли.
Наиболее рьяными оппонентами выступили экологические организации и депутаты Томской городской Думы, в основном коммунисты и «яблочники». Депутаты создали рабочую группу, которую возглавил Владимир Казаков, с целью подготовки законопроекта «О порядке обсуждения вопросов использования атомной энергии на территории Томской области». Ничего подобного в России не существует, поскольку процедура учета общественного мнения достаточно подробно прописана в федеральном законодательстве.
Между тем данные опроса общественного мнения по поводу отношения к новому заводу, опубликованные в местных СМИ, довольно противоречивы. На вопрос «Верите ли вы в безопасность атомного производства» 74,6% респондентов ответили «нет», 11% – «да», 42,3% не знают, для чего используется продукция СХК, немногим меньше не слышали вообще о МОКСе, а 31,1% и не хотели бы ничего знать.
Не самую позитивную роль во всей этой истории играют СМИ. Так, одно федеральное информагентство со ссылкой на чиновника службы радиационного контроля сообщило, что радиационный фон в Северске превосходит фон Чернобыля во много раз. Агентству пришлось позднее извиняться перед чиновником, данные которого были искажены, а томским экологам – опровергать сведения, распространенные информагентством, и призывать население не паниковать.
Томск