У донского атамана Николая Козицына, как и положено по статусу, вся грудь в орденах.
История награждения казаков Дона берет начало с времен становления казачества XVI–ХVII веков, когда еще не было нагрудных знаков – крестов, орденов, медалей. Тогда казаков за проявленные храбрость и ловкость награждали оружием, одеждой, лошадиными сбруями. В особом почете были гетманская булава, бунчук, печать, хоругви. В Ростовском краеведческом музее хранятся серебряные ковши, сабли, ружья, которые были жалованы казакам императрицами Елизаветой и Екатериной II «За верныя и многия службы». К началу XIX века в России складывается наградная система.
«Чернецовцы» из серебра купчихи
Правящий дом Романовых с особым благоволением относился к донским казакам. Так, в Первую мировую войну 193 донских офицера и более 37 тыс. нижних чинов были пожалованы высшими знаками воинской доблести и славы – орденами Святого Георгия, Георгиевским оружием и Георгиевскими крестами. В рядах донских казаков в 1914 году оказался и первый Георгиевский кавалер среди низших чинов русской армии Кузьма Крючков, казак из хутора Усть-Хоперский.
Его портрет печатался на пачках папирос. Он смотрел с патриотических плакатов и лубочных картинок, с обложек журналов и газет. Крючков вошел в пословицы и солдатские байки. Никто из казаков ни до, ни после него не был так стремительно вознесен на пьедестал всенародной славы. Он погиб во время Вешенского восстания в бою с красноармейцами в августе 1919 года.
Когда пал царский трон, в годы борьбы с большевиками донские атаманы сами устанавливали наградные знаки. В их числе был и штампованный крест из оксидированного серебра, пересеченный по диагоналям казачьей шашкой с темляком и дубовой ветвью. На кресте помещены даты «1917» и «1918» и надпись «ЧЕРНЕЦОВЦЫ». Такой наградой, изготовленной из серебряных рублей, пожалованных для этой цели одной ростовской купчихой, награждались бойцы «летучего» партизанского отряда, который состоял из кадетов, юнкеров, гимназистов, реалистов и студентов, принимавших участие в боевых действиях на Дону с конца 1917 по февраль 1918 года. Командовал ими есаул Чернецов, который погиб в бою с красными. В дальнейшем отряд получил его имя.
Еще один памятный крест «За степной поход» получали донские казаки, отступившие после поражения, нанесенного Красной армией под Новочеркасском и Ростовом в феврале 1918 года, и ушедшие в Сальские степи. Казаки, отказавшись присоединиться к Добровольческой армии для похода на Кубань, вместе с атаманом Поповым направились к донским зимовкам, где было достаточно продовольствия и фуража для коней. Сменивший Каледина Попов рассчитывал на восстание казаков, и оно началось в конце марта 1918 года. В память похода в Сальские степи приказом атамана № 696 от 26 апреля 1918 года был учрежден крест «За степной поход», который изготавливали из простого металла.
Сегодня на Дону казаки считают за честь получить награду из рук атамана Николая Козицына. Потомственный донской казак Николай Феофилович Задорожный является кавалером пяти высших наград, учрежденных атаманом Всевеликого войска Донского, в том числе и ордена Георгия Победоносца. По словам Николая Козицына, председатель Совета старейшин войска Николай Задорожный удостоен этих наград за огромный вклад в дело возрождения казачества на Дону.
– Николай Феофанович сумел не только поднять свой родовой хутор, – подчеркивает атаман, – но и привить любовь к родной земле у многих молодых казаков.
Казачий «Георгий Победоносец»
На ордене Георгия Победоносца изображен святой в латах, плаще и шлеме, на коне. Всадник поражает копьем дракона. Эта награда, установленная войсковым атаманом Николаем Козицыным, практически идентична ордену, задуманному Петром I, учрежденному Екатериной II в 1769 году – императорскому военному ордену Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Его пожалование было прекращено Павлом I, возобновлено Александром I, отменено большевиками в 1917 году. Неординарность ордена Святого Георгия – высшей военной награды России – коротко, но очень емко обозначена в его первом статуте: «Сей орден никогда не снимать, ибо заслугами оный приобретается». Орденом Георгия Победоносца атаман награждает людей, внесших большой вклад в дело возрождения казачества, в том числе и журналистов. По словам Николая Козицына, над созданием нагрудных знаков их войска работает целая бригада историков, дизайнеров, художников. «А орден Платова, – рассказывает атаман Козицын, – был утвержден нами три года назад, к 250-летию со дня рождения героя Отечественной войны 1812 года, нашего славного донского атамана Матвея Ивановича Платова. Мы уверены, что настоящая дата рождения атамана 1751 год (кстати, в Советском энциклопедическом словаре и трех томном казачьем справочнике, изданном в Калифорнии, значится этот же год. – «НГ»), однако нынешние историки якобы в свете последних изысканий установили другую дату – 1753 год. Вот и получилось, что наше войско отмечало юбилей Матвея Платова в 2001 году, а «реестровые» казаки во главе с Виктором Водолацким на два года позже. Орден с изображением Вихрь-атамана вручается особо отличившимся. На сегодня им награждены уже 75 человек.

Крест «За любовь и верность Отечеству» с изображением полководца Георгия Жукова также вручается лучшим из лучших. В числе награжденных потомственные казаки Иван Чекунов, Алексей Дмитриенко, Павел Сальников, которые, по словам Козицына, очень много сделали для казачества.
Также существуют кресты «За возрождение казачества Дона», «За службу на Кавказе». По словам Николая Козицына, высших казачьих наград удостоены более 5 тыс. человек. К слову, общественная организация «Всевеликое войско Донское» объединяет казачество Ростовской, Волгоградской, Воронежской областей и зарубежья. В ее рядах насчитывается 150 тыс. казаков, из них на Дону проживают около 80 тыс. Некоторые из казаков, как, кстати, и атаман, участвовали в боевых действиях в Приднестровье и Абхазии.
Донской атаман Козицын удостоен 12 орденами и 36 медалями, в том числе от Русской Православной Церкви. Есть у него заслуги и перед Украинской Православной Церковью, наградившей его орденом Святого Равноапостольного великого князя Володимира III степени. Большинство наград вручены атаману за благотворительную деятельность. Свою первую войсковую награду – Казачий крест – Николай Козицын получил за возрождение газеты «Донские войсковые ведомости» в 1991 году.
Ценность казачьих наград не уменьшилась даже после резких заявлений помощника президента РФ по вопросам казачества генерал-полковника Геннадия Трошева о том, что нереестровые казаки не имеют к казацкому движению никакого отношения, так как «сами назначают друг другу звания и награды и живут часто не по уставу».
– Войско Козицына живет по своему уставу, казачьему, – рассуждает потомственный казак Василий Петров. – Именно Козицын, один из немногих, стоял у истоков возрождения казачества на Дону. Здесь не ждут помощи от государства, которое делает вид, что не замечает «общественников». Они открывают кадетские корпуса, создают фермерские хозяйства. Надо видеть, сколько казаков из многих областей, в том числе и из зарубежья, собираются на Большой круг – тысячи и тысячи. Так что, может быть, именно награды, учрежденные атаманом Козициным, останутся в памяти людской надолго.
Одна награда на всех
Войско Донское всегда с широким размахом отмечает праздник Покрова Пресвятой Богородицы. В этот день традиционно атаман выкатывает бочонок донского вина «Раздорского» или «Пухляковского» литров этак на триста. Это одна награда на всех.

К слову, донские вина славятся со времен Петра Великого. Тогда они поставлялись не только ко двору русского царя. Многие зарубежные коронованные особы считали за честь угостить гостей терпким красным из подвалов хутора Ведерники или станицы Пухляковской. И в этом большая заслуга казаков. Они, возвращаясь из дальних походов, привозили с собой виноградную лозу. Лелеяли и холили ее, чтобы не замерзла от зимней стужи, чтобы пустила корни где-нибудь на крутоярах по берегам Дона. Так что в донском винограде есть частичка солнца Средиземноморья, Балкан, Франции. Наказной атаман войска Донского граф Платов пригласил на Дон лучших рейнских виноделов для обучения казаков европейской культуре винного производства. Ученики оказались способными. Достаточно сказать, что уже через десять лет вывоз донского вина в Москву доходил до 800 тыс. литров и около миллиона бутылок игристого «Цимлянского» отправлялось в различные города России.
На празднике Покрова лучшим казакам вручаются не только наградные знаки, но и ценные подарки: казачья бурка, папаха, шашка, изготовленные мастерами-кубанцами. Получают подарки и гости. Например, атаман Запорожской Сечи генерал-хорунжий Евгений Близнюк получил донского жеребца. А в 1996 году во время своего «предвыборного турне» экс-президент Борис Ельцин получил в подарок жеребца тракененской породы по кличке Карай.
Учреждена в войске и атаманская премия. Особое внимание уделяется одаренным дети. Так, за успехи в спорте полагается награда в 3 тыс. руб., в культуре и искусствах (танцах, пении и т.д.) – до 5 тыс. Кадеты же за отличную учебу получают по 500 руб.
Еще до революции в памятке донским казакам сказывалось: «Если, на твое счастье, тебе придется быть на войне, будь храбр, как твои предки; больше жизни своей береги полковое знамя┘ Не жди, пока кто-нибудь пойдет вперед, – иди сам, а за тобой другие┘» И хотя времена несколько поменялись, считают на Дону сегодня, но, как и сто-двести лет назад, остались человеческие ценности, благодаря которым казаки остаются казаками со своими знаменами, орденами и крестами.
Новочеркасск