Родственники семи человек, убитых в Черкесске 11 октября, ворвались в кабинет президента республики Мустафы Батдыева, чтобы призвать его к ответу, но президента не застали.
Фото Reuters
Карачаево-Черкесия стала одной из самых горячих точек Северного Кавказа. В последний месяц тревожные сообщения из некогда вроде бы спокойной республики регулярно появляются на лентах новостных агентств. Многотысячные митинги, пикеты на центральной площади столицы республики Черкесска, а в довершение – беспрецедентный штурм Дома правительства...
В минувший четверг впервые высказал свое отношение к событиям в КЧР президент страны: «Там, по сути дела, кризис власти, правда, замешанный на криминальных событиях». Этот криминал, полагает Владимир Путин, «связан с переделом собственности». По словам президента, «речь идет об экономической борьбе местных региональных кланов за сферы влияния и за попытки использовать рычаги власти и управления для решения экономических задач и передела собственности». Как выйти из кризиса – то ли отправив в отставку Мустафу Батдыева, то ли оказав ему поддержку, – президент не сказал.
На днях стало известно, что в республику направлены дополнительно 500 военнослужащих внутренних войск для обеспечения порядка. Президент Карачаево-Черкесии Мустафа Батдыев так прокомментировал для СМИ этот факт: «Эти силы сюда подтянуты не только для того, чтобы успокоить площадь. Эти силы сюда подтянуты для того, чтобы предотвратить возможный террористический акт на территории Карачаево-Черкесии». При этом президент республики сказал, что, «по оперативной информации, в республику переехали еще часть разыскиваемых известных террористов из Абхазии и из Панкисского ущелья Грузии, в том числе и часть наших известных земляков. Мы информированы, что на эти дни в республике возможны террористические акты».
В минувшую субботу и воскресенье в разных населенных пунктах были преданы земле идентифицированные специалистами 124-й медико-криминалистической лаборатории Ростова останки четверых из семи жителей республики, убитых 11 октября. Как подчеркнул в разговоре с корреспондентом «НГ» глава администрации президента республики Мурат Каракетов, все они были похоронены там, где пожелали родственники погибших.
По словам начальника лаборатории Анатолия Волкова «потребуется еще сутки-двое», чтобы идентифицировать останки остальных: депутата Народного собрания КЧР Расула Богатырева и его друзей Магомеда Байчорова и Замира Хапаева.
Как ранее сообщалось, родственники убитых настаивали, чтобы всех семерых похоронили одновременно и в одном месте, мотивируя тем, что не все останки могут быть четко идентифицированы. Но, по всей видимости, властям удалось убедить родных отказаться от первоначального намерения. Сегодня также нет уверенности и в том, что сбудется и другое желание родных погибших: возле дачи президентского зятя Али Каитова, где были убиты эти семь человек, поставить обелиск в память о всех семерых, гибель которых, по их мнению, была не напрасной – она поможет остановить криминальный беспредел в республике.
Накануне похорон в Карачаево-Черкесию прибыл президент Чечни Алу Алханов, который не стал скрывать, что приехал предостеречь жителей республики от провокаций. На совместной пресс-конференции Алханова и Батдыева, которая транслировалась по местному телевидению, Батдыев заявил, что ситуация в республике развивается по чеченскому сценарию и его отставки якобы добиваются международные террористические организации.
Алханов подтвердил заявления Батдыева, подчеркнув, что действительно его отставки добиваются «некие силы», действующие по указке из-за рубежа и стремящиеся к развалу России.
– Я приехал сюда не только по своему желанию, жители Чечни просили меня приехать в Карачаево-Черкесию и предостеречь ее жителей от разжигания пожара войны, – сказал Алу Алханов. – Я уверен, люди, которые стоят за организацией митингов и штурма «Белого дома», безразличны к горю, постигшему родных и близких убитых людей. Нам известно, что Карачаево-Черкесию хотят раскачать силы, причастные к терактам в Беслане и Москве, подотчетные международным террористическим организациям.
В завершение Алханов напомнил жителям республики горские обычаи, согласно которым зять не является родственником – так что президент Батдыев не должен отвечать за поступки обвиняемого Каитова.
Между тем прокурор Карачаево-Черкесии Владимир Ганночка подал заявление об отставке. Об этом сообщил по местному телевидению Мустафа Батдыев. Причину такого поступка он не объяснял, сказал лишь, что решение принято без его ведома и все комментарии вправе давать только Генпрокуратура. Отставка Ганночки была одним из главных требований на митинге, который впоследствии вылился в штурм здания правительства.
При всей трагической остроте событий последних недель нельзя не отметить, что республика давно уже не была спокойной. За последние пять лет в Карачаево-Черкесии, по признанию президента Мустафы Батдыева, погибли 200 человек, еще 500 пропали без вести. Если учесть, что в КЧР проживают чуть более 400 тыс. чел., потери мирного населения с некоторыми, конечно же, оговорками сопоставимы с теми, что наблюдаются в воюющей Чечне.
Гибель в ночь на 11 октября семерых молодых людей, которая произошла на даче Али Каитова, тогда еще зятя Мустафы Батдыева, похоже, стала лишь катализатором народного гнева. Тем более что в течение недели после этой трагедии власти предпочитали молчать и делать вид, что в республике все спокойно. Скрыть произошедшее не удалось, похоже, лишь из-за еще одной трагедии – расстрела в центре Черкесска вице-премьера правительства КЧР Амира Тебуева. Кстати, о ходе расследования этого дела и сегодня ничего не известно.
Что касается массового убийства 11 октября, то, как заявил на днях руководитель следственно-оперативной бригады Генеральной прокуратуры РФ Борис Карнаухов, «уже собраны неопровержимые доказательства того, кем и по каким мотивам совершено это взбудоражившее республику убийство». Правда, когда дело будет передано в суд, неизвестно. Как говорят следователи, «предстоит выполнить обширный объем работы по установлению персональной вины каждого арестованного». Значит, родственникам убитых предстоят долгие дни тревожного ожидания. А это всегда чревато эксцессами, подобными тому же штурму Дома правительства.
Ситуацию усугубляет то, что родственники погибших уже не верят никому. Ни президенту, сбежавшему из своего кабинета в дни кризиса, ни правоохранительным органам федерального уровня, ни уж тем более своим милицейским и прокурорским чиновникам. Характерная деталь: на штурм здания митингующие пошли после того, как Борис Карнаухов неосторожно заявил о том, что «доказать вину Али Каитова будет очень сложно». Люди в КЧР до сих пор, хотя Мустафа Батдыев и публично отрекся от близкого родственника, не верят, что президент порвал с Каитовым. Али Каитов, обвиняемый в расстреле семерых жителей Черкесска, был объявлен в розыск 20 октября, через четыре дня он сдался в руки правоохранительных органов. Из рядов «Единой России» (эта партия имеет большинство в Народном собрании КЧР и полностью поддерживает Батдыева) он был исключен, как сообщил «НГ» секретарь политсовета региональной организации партии Юрий Кривобоков, только 1 ноября. Да и то, похоже, задним числом. Кстати, на официальном сайте «Единой России» в рубрике «Фракция «Единой России» в Народном собрании (парламенте) Карачаево-Черкесской Республики» числится «Каитов Али Заурович, член комитета по мандатным вопросам».
В конце прошлой недели прокуратура Черкесска потребовала запретить пикет родных и близких погибших на центральной площади города. Главный мотив прокурора города Галины Станкевич: уведомление о проведении мероприятия подписали те же лица, которые проводили пикет 9 ноября и не смогли обеспечить правопорядок. Кстати, в заявке указано всего 100–200 участников. А вот на митинг 11 декабря, когда исполняется два месяца со дня убийства, его организаторы (заявка уже подана), собираются вывести уже 2000 человек. Хотя полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак вроде бы смог успокоить людей и уговорил покинуть захваченный кабинет президента КЧР, в республике установилось «затишье перед бурей».
В этой ситуации высказанная на днях Дмитрием Козаком надежда на то, что «безобразие, которое было несколько дней назад, не повторится» и что «люди поняли обоснованность и необходимость применения силы закона», кажется попыткой успокоить самого себя.
На днях Карачаево-Черкесию посетили члены парламентской комиссии по анализу ситуации на Северном Кавказе. Как заявил член комиссии генерал-полковник Владимир Кулаков, «ответственность за беспорядки в республике несут в первую очередь силовые структуры республики», кроме того, его «ужасает в первую очередь криминальная ситуация в регионе». При этом силовые структуры, похоже, наводить порядок в своих рядах не спешат. И хотя президент КЧР Мустафа Батдыев в интервью «НГ» на днях обещал перемены, в том числе и кадровые, пока единственные подвижки в этом вопросе – ротация начальника местного Управления ФСБ РФ.
Между тем в минувшую среду министр обороны РФ Сергей Иванов заявил, что в будущем году на территории Северо-Кавказского военного округа сформируют две горно-стрелковые бригады. Место дислокации одной – Ботлихский район Дагестана, известный тем, что в нем популярны идеи ваххабизма. Вторая разместится в населенном пункте Зеленчукская в «мирной» Карачаево-Черкесии.
Насколько действенными окажутся эти меры, покажет время.
Ростов-на-Дону