Cоглашение между Россией и Китаем о передаче двух островов на реке Амур названо «прорывом в Азию». Сторонники этого решения считают, что теперь перед Россией открылись возможности заключать с Китаем многомиллиардные сделки, забывая при этом, что потеря этих территорий означает открытие дверей не только в экономику, но и на территорию Дальнего Востока. Ведь эти острова нужны были Китаю не от нехватки земли. Напротив, на правобережье Амура, в уезде Фуюань, пустуют обширные незаселенные земли.
Острова Тарабаров и Большой Уссурийский никогда не принадлежали Китаю. Для того чтобы претендовать на острова, лежащие справа от главного русла Амура, нашим восточным соседям пришлось доказывать, что главная река впадает в свой приток. Обосновывая свои претензии, китайская сторона настаивает, что река Уссури впадает в Амур, а не в Амурскую протоку, расположенную в 30 километрах югозападнее Хабаровска, где и проходила до сих пор граница, определенная Пекинским договором (1860 г.) и прилагаемой к нему картой (1861 г.).
Активная хозяйственная деятельность на островах Тарабаров и Большой Уссурийский началась после заключения Айгуньского договора (1858 г.) между Россией и Китаем. Сейчас здесь расположены тысячи дач и огородов хабаровчан, дома отдыха, два постоянных поселка. На Большом Уссурийском острове напротив настоящего устья Уссури возведен храм – часовня мученика-воина Виктора в память воинов, погибших при защите дальневосточных рубежей России.
Все началось с демаркации государственной границы. Она была затеяна еще в эпоху перестройки. Идея демаркации заключалась в проведении линии границы по фарватеру реки, что заведомо приводило к отторжению многих наших островов в пользу КНР. Этому способствовало и не согласованное с российской стороной строительство берегоукрепительных сооружений и дамб на правобережье Амура, искусственное заиливание проток. «Соглашение между СССР и КНР о советско-китайской государственной границе на ее Восточной части» было совершено 16 мая 1991 г. Дальневосточным историком Борисом Ткаченко было установлено, что это соглашение было подписано без указания должностей, фамилий, с подписями неизвестных лиц и без печатей, которые должны иметь подобные документы, с вписанными от руки названиями столиц. Такое соглашение было ратифицировано Верховным Советом Российской Федерации.
Своим распоряжением от 12 февраля 1996 года президент РФ Борис Ельцин потребовал ускорить работу по демаркации госграницы с акцентом на скорейшее законодательное закрепление якобы совместного владения отторгаемыми территориями.
Соответствующее постановление правительства Российской Федерации «О совместном владении некоторыми островами с прилежащими акваториями на Амуре» было подписано в 1999 году. И это – кроме островов общей площадью более тысячи квадратных километров, которые отошли к КНР по итогам демаркации границы. Жители Хабаровского края теперь знают о так называемом совместном владении. На некоторых островах фактически единолично начали хозяйствовать китайцы, причем без соблюдения природоохранных мер. Они занимаются браконьерством у самого российского берега.
Оставался открытым вопрос с участком границы в районе устья Уссури. Китайцы требовали отдать им острова хабаровского архипелага, в том числе Тарабаров и Большой Уссурийский. С 1994 года по временному соглашению китайские суда, гражданские и военные, стали ходить из Амура в Уссури и обратно через город Хабаровск, поскольку протока Казакевичева, пограничный участок Амурской протоки, стала несудоходной. В ее русле китайцы затопили баржи для скорейшего обмеления ее пограничной части и последующего приближения островов к китайскому берегу. Без ответа остается вопрос: будут ли китайцы расчищать для судоходства протоку Казакевичева или всегда станут плавать через город Хабаровск, как через свой Харбин?
Однажды жители Большого Уссурийского острова и садоводы проснутся в чужом государстве, еще не ведая о свершившемся.
Как известно, в правительстве вынашиваются планы по привлечению китайцев на Дальний Восток. А Минэкономразвития России рекомендует обезлюдить наш север и сосредоточить население на юге Дальнего Востока для обслуживания транспортных коридоров по перевозке нашего сырья и топлива, передаче за рубеж электроэнергии для большего процветания стран Азиатско-Тихоокеанского региона, но не российского Дальнего Востока. Там же ратуют за вселение китайцев, создание целых поселений на Дальнем Востоке и в Сибири.