Валентина Матвиенко лично контролировала строительство Вантового моста.
Нередко город на Неве называют Музеем мостов. Представить без них сегодня Северную столицу так же немыслимо, как Москву без Кремля. В России Санкт-Петербург самый водный город, он расположен на 42 островах, образованных 86 реками и каналами. Вода занимает более 10% территории города. Именно из-за обилия рек и каналов его часто с любовью и восхищением называют Северной Венецией. Но по числу мостов Санкт-Петербург обгоняет Венецию (соответственно 500 и 400), соперничает с Амстердамом – тоже 500 мостов, и уступает Гамбургу – 2500 мостов.
В петровскую пору мостов через Неву не строили. Одни считают потому, что Петр I тем самым старался приучить русских к морскому делу, заставляя их пользоваться лодками. По мнению других, мосты просто мешали бы прохождению по Неве торговых и прочих судов. В весенне-осеннее время люди пользовались лодками. Существовал даже указ царя, в котором предписывалось, чтобы «не только хозяева домов, но и каждый не совсем бедный постоялец имел у берега во всякое время перевозное судно, которое употреблялось точно же, как на сухом пути кареты и коляски».
В зимнее время по льду строили переправы. Существовала специальная команда, которая прокладывала дорогу и следила за ее состоянием. Дорога, связывающая оба берега реки, отмечалась воткнутыми в снег зелеными елками. Открытие проезда через Неву возвещал пушечный выстрел. Обычно первым проезжал Петр I, за ним следовали остальные. За безопасностью переправ по льду следила та же специальная команда, вооруженная ломами, лопатами, веревками и длинными досками.
Построенный в граде Петра первый мост был наплавным. Он был перекинут через Кронверкский пролив, соединяя Заячий остров, где строилась Петропавловская крепость, с «Большой землей». Мост подходил к Иоанновским воротам крепости и потому был назван Иоанновским. А Иоанном являлся брат Петра I. Наплавные мосты на Неве появились уже после смерти императора. В дельте реки их было 11. Для пропуска судов мосты имели разводные части. С каждого, кто пользовался мостом, взималась плата согласно введенному тарифу. С пеших – 1 копейка, с возов – 2 копейки, с десяти мелких скотин – 2 копейки, с судов с разводом моста – 1 рубль. Бесплатно пропускались лишь дворцовые кареты, дворцовые курьеры, участники церемоний и пожарные команды.
По петербургским мостам можно изучать историю мостостроения трех последних столетий. Здесь можно увидеть мосты из самых разных материалов – дерева, чугуна, стали, камня, железобетона и даже из алюминия. В петербургских мостах заложены лучшие достижения отечественной и мировой инженерной мысли. В их создании наравне с выдающимися инженерами принимали участие замечательные зодчие. В оформлении петербургских мостов можно увидеть влияние самых разных архитектурных стилей и направлений.
Каждый мост в Санкт-Петербурге имеет свое название. Но, пожалуй, ни об одном из названий не было высказано столько всевозможных предположений, сколько в отношении Поцелуева моста. Говорили, что мост служил местом прощаний в те времена, когда граница города доходила только до реки Мойки. По другой версии – рядом с мостом находилась тюрьма, и он был местом последнего прощания арестантов с родными. Еще якобы существовал обычай, проходя по мосту, целоваться с проезжающими и проходящими. Также считалось, что молодожены, проезжающие по этому мосту, должны были начинать целоваться при въезде на мост, а заканчивать – при съезде с моста. Однако происхождение названия моста не столь уж поэтично. Свое название он получил от находившегося на левом берегу реки Мойки кабака в доме купца Поцелуева. Этот трактир назывался «Поцелуй», поэтому и ведущий к нему мост стали называть Поцелуев.
«Купив букет подснежников, влюбленные и нежные, /Мы шли всегда на Поцелуев мост┘/ А в том, признать приходится, что все мосты разводятся,/ А Поцелуев – извините, нет!» – поется в известной песне. В самом же деле мосты разводятся только на Неве. Первым разводным мостом был мост Лейтенанта Шмидта, который первоначально назывался Благовещенским и был открыт в 1850 году. Его строили по проекту инженера Станислава Кербедза. По легенде, Николай I распорядился повышать инженера в звании за каждый построенный пролет. Узнав об этом, Станислав Кербедза переработал свой проект и увеличил в нем количество пролетов. Его хитрость вполне удалась – начав строительство в чине капитана, он закончил его генералом.
Троицкий мост празднует свое рождение в один день с самим Петербургом, но разница в их возрасте 200 лет. Любопытно, что по оси этого моста проходит Пулковский меридиан, он стоит на 300╠19’ к востоку от начального Гринвичского меридиана, от которого ведется счет долгот на Земле и определяется среднеевропейское время. Точно такой же мост, но с именем Александра III, можно видеть сегодня в Париже. Этот «кусочек Петербурга» на реке Сене и Троицкий мост над Невой строила французская фирма «Батиньол» по проекту инженера Александра Эйфеля – строителя парижской башни, носящей его имя.
═
«Золотую стыковку» Вантового моста приветствовали салютом. |
Ажурную решетку Певческого моста только на днях отреставрировали. |
Дворцовый мост лучше всего смотрится во время белых ночей. |
Аничков мост –одна из самых известных архитектурных достопримечательностей города на Неве. Фото автора |
═
Одним из самых красивых мостов города является Аничков мост. История его началась с историей Невского проспекта, когда через заболоченные леса левого берега Невы стали прорубать «Большую першпективную дорогу». В том месте, где она пересекала Фонтанку, солдаты, которыми руководил подполковник Михаил Аничков, построили в 1715 году деревянный мост. В 1841 году мост обрел сегодняшний вид, а через десять лет его украсили четыре скульптурные группы «Укротители коней», вылепленные и отлитые Петром Клодтом. Интересно, что когда Петр Клодт изготовил для моста первые две скульптуры, царь Николай I подарил их прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Отлитые затем еще две скульптуры увез в Неаполь король обеих Сицилий Фердинанд II. Лишь изготовленные в третий раз кони Клодта попали на постамент Аничкова моста. В годы войны, когда в Ленинграде стали рваться фашистские бомбы и снаряды, «Укротителей коней» зарыли в саду Аничкова дворца, где они находились до весны 1945 года.
Египетский мост через Фонтанку был построен по мотивам искусства Древнего Египта. Порталы, колонны, а также карниз и другие части были украшены орнаментами из иероглифов, а по обе стороны моста поставлены чугунные фигуры сфинксов. Простояв 78 лет, в 1905 году мост обрушился под тяжестью проходившего по нему эскадрона Конногвардейского полка. В народе сразу же появилась легенда о некой даме, Марии Ильиничне Ратнер, жившей неподалеку. Якобы она увидела в окно строй гвардейцев, марширующих по мосту, и воскликнула: «Чтоб вы провалились!» И в тот же момент мост рухнул со всеми, кто на нем находился. При строительстве нового моста архитекторы развили египетские мотивы в декоративных деталях этого сооружения, а на гранитных подставках вновь поместили старинных сфинксов, которые охраняют мост.
Романтической легендой овеяно место возле Эрмитажного моста (1766 г.) через Зимнюю канавку у Дворцовой набережной. Небольшой гранитный спуск к воде под аркой, ведущей к Эрмитажному театру, неразрывно связан с героиней «Пиковой дамы» Александра Пушкина. Отсюда Лиза, отвергнутая любимым, бросилась в воду, именно это место воспроизводят декорации в одноименной опере Петра Чайковского.
В 1834 году в Петербурге насчитывалось 117 мостов. Вот что писал об отношении петербуржцев к ним один из бытописателей города в середине XIX века: «Кроме улиц в Петербурге есть много весьма замечательных мостов. Низший класс петербургского общества очень любит мосты. Прислонив ко всем четырем углам их разные отрасли мелкой промышленности, он иногда по целым дням проводит у этих мостов, беседуя с земляками, наблюдая за прохождением барки под мостами или просто живописно облокотясь на перила и поплевывая в воду, для собственного удовольствия, в продолжение нескольких часов. Мост для русского мужика то же, что был форум для римского. Здесь он, со свойственным ему юмором, толкует, рядит и судит о разных разностях, разумеется, кроме воскресных дней, которые он исключительно посвящает разным гостеприимным заведениям. Мост питает множество народа, начиная с извозчика, который около него обыкновенно ставит свою колоду, до бабы, которая продает летом чернику в помадной банке, а зимой пряники очень странного цвета и запаха».
За состоянием мостов в Санкт-Петербурге следит государственное предприятие «Мостотрест». По специальной методике определяется остаточный ресурс мостовых конструкций: проводятся техническая диагностика, испытание пролетных строений, лабораторные исследования и др. Ежегодно ремонтируются около 20 мостов.
В октябре 2004 года в Санкт-Петербурге прошел Первый международный форум «Мир мостов». Мостостроители России, Германии, Великобритании, Австрии, других стран обсуждали вопросы защиты от воздействия внешней среды и реконструкции этих памятников истории и архитектуры, что особенно актуально для города на Неве. Говорили о современных методах управления строительством мостовых переходов, международной практике их возведения.
Последние 40 лет мосты в Санкт-Петербурге не строились. И вот в ближайшие дни вступит в строй новый вантовый мост через Неву. Он станет самым длинным – около 3 км, и самым высоким – 126 м. На церемонии «золотой стыковки» побывала губернатор Санкт-Петербурга. Поднявшись на мост, Валентина Матвиенко произнесла: «Это грандиозно! Я почувствовала себя птицей, парящей в воздухе!»
Мост имеет восемь полос движения и сможет пропускать 120 тыс. автомобилей в стуки. Возведение моста обходится в 450 млн. долл. «Строительство нового вантового моста через Неву, бесспорно, одно из главных событий в истории петербургского мостостроения, – сказала Валентина Матвиенко. – Знаю, что строить было нелегко, работы не прекращались даже тогда, когда шла навигация. Это сооружение, строящееся с применением самых новейших технологий, сделает наконец круглосуточным наземное сообщение между правым и левым берегом Невы. Этот удивительно красивый мост, как бы летящий над Невой, несомненно, станет новой достопримечательностью нашего города».
Говоря о круглосуточном сообщении левого и правого берега, Валентина Матвиенко подчеркнула, что вантовый мост станет первым над Невой неразводным мостом. Есть в этом, конечно, очевидные плюсы. К примеру, спикер Совета Федерации РФ в любое время суток из аэропорта «Пулково» сможет попасть в свой дом, находящийся на другом берегу Невы (см. «Перед Мироновым в Питере развели мосты», «НГ», 23 октября 2003). А вот «блудники» и «блудницы» лишаются весомого алиби. Оставшись на ночь у возлюбленных, они дома не смогут больше говорить в оправдание, что «перед самым носом развели мосты».
Санкт-Петербург