В Черкесске сегодня ждут оглашения первых результатов закончившегося предварительного расследования дела об убийстве семерых акционеров ОАО «Кавказцемент». Родственники погибших, практически непрерывно в течение месяца митинговавшие на главной площади столицы Карачаево-Черкесии, сделали все от них зависящее, чтобы следствие завершилось как можно скорее.
«Раньше нам нужны были только тела наших детей и наказание виновных, независимо от ранга и связей, – сказал корреспонденту «НГ» отец одного из убитых Расул Герюгов. – Но учитывая, как вело себя следствие и власть, понимаешь, что они тоже косвенно или прямо во всем этом виновны».
На требования «бессрочного митинга» отправить в отставку руководителей правоохранительных органов откликнулось только ФСБ, проведя ротацию начальника местного управления. Затем последовало заявление президента КЧР Мустафы Батдыева о хороших перспективах подчиненных, которые, мол, просто не успели показать свои лучшие качества за три месяца с момента назначения. А когда правоохранительные органы «обнаружили» в Москве президентского зятя Али Каитова, обвиняемого в убийстве семи человек, вина главы республики уже не вызывала сомнений у митингующих.
«Если бы не Козак, – считает политолог Мурад Мешхоев, – дни Батдыева были бы сочтены. Убитый Вице-премьер республики Ансар Тебуев ровно неделю просил и требовал от президента «сдать» Каитова, пока сам не был убит. И сейчас власть, которая не контролирует даже свой кабинет, делает довольно резкие заявления, далеко не дипломатичные, особенно по отношению к чутким к каждому намеку родителям убитых. Тем более показательно, что эти заявления делаются из-за спины полпреда».
Каитова защищают как могут. Вопрос о его исключении из рядов «Единой России» даже не обсуждался на недавнем заседании городского совета партии. «Вы что, с ума сошли: Каитов будет оправдан!» – сказали участникам заседания в администрации Батдыева.
После встречи с полпредом Дмитрием Козаком, которому, похоже, одному лишь под силу отыскивать то и дело пропадающего или «работающего в соседнем кабинете» президента, голос Батдыева заметно окреп. Уверенность Батдыева, как сказал корреспонденту «НГ» компетентный источник в аппарате президента республики в Черкесске, поддерживается также дружбой Мустафы Азрет-Алиевича с неким весьма влиятельным московским предпринимателем, с председателем ОАО «Ставропольмежрегионгаз» Раулем Арашуковым, «главным рулевым республики» – помощником главы администрации президента РФ Назиром Хапсироковым. Да и родной дядя обвиняемого Каитова – влиятельный глава РАО «ЕЭС» в Пятигорске Магомед Каитов.
Но надо знать Карачай, чтобы осознать, сколь пагубно для власти дальнейшее покровительство убийцам. Погибшие на «Зеленом острове» – выходцы из известных карачаевских фамилий. На митинговой волне быстро оформляется новая оппозиция, выдвигая новых лидеров. И экс-президент Владимир Семенов здесь вовсе ни при чем.
Так, оппозиционную Батдыеву газету финансирует и издает в Невинномысске председатель Верховного суда КЧР Имам Бурлаков, который был на предыдущих выборах 1999 и 2003 гг. кандидатом в президенты. Раскол в карачаевской элите со временем расширяется.
Против Батдыева выступает карачаево-балкарская межрегиональная организация «Алан». Пока еще молчит давний оппонент власти глава ООО «Меркурий» Станислав Дерев, обладающий почти 15% электората черкесов и, как правило, поддерживающих их абазин. С приходом к власти Батдыева Дерев был отозван с должности сенатора, где он, кстати, оказался после разрешения многомесячного конфликта за президентский пост с Семеновым. Дерева обещали «не трогать», и обещания своего не сдержали. Будучи «всегда в политике», успешный предприниматель, экс-мэр Черкесска, финансирующий едва ли не все черкесские общественные и национальные организации, может встать в один строй с оппонентами «Белого дома».
После объявления итогов предварительного расследования начнется ознакомление с делами адвокатов обвиняемых. Впереди судебный процесс, похороны убитых и многодневные обряды и поминки. Все это не на руку власти. В республике создается неблагоприятная для нынешнего состава правительства ситуация.
«С такой властью будут работать только главы администраций на местах, на которых косо будут смотреть близкие и сочувствующие им, – говорит Фатима Узденова, родственница одного из убитых. – Особенно непросто будет работать в сельской местности, где все всех знают. И каждый раз, когда у нас будут похищать или убивать кого-нибудь (по словам самого Батдыева, за последние три года в КЧР исчезли 200 и убиты 500 человек. – «НГ»), будут вспоминать нас, простоявших все эти дни здесь – у здания прокуратуры и на центральной площади».
Черкесск