Законодательные инициативы «Родины», «Единой России» и ЛДПР о запрете формирования избирательных блоков и увеличении минимальной численности членов партий с 10 до 50 тысяч человек, не нашедшие поддержки у председателя ЦИКа Александра Вешнякова, не находят поддержки и в регионах. Ведь цель подобных новаций вполне объяснима. Крупные политические партии пытаются таким образом отсечь конкурентов, особенно в субъектах Федерации, где намечается всплеск активности региональных политических движений.
Этот процесс отчетливо прослеживается на примерах выборов в законодательные органы власти в Иркутской, Тульской, Сахалинской областях. Например, на выборах в Сахалинскую областную Думу блок «Наша Родина – Сахалин и Курилы» набрал почти 20% голосов, обогнав даже «Единую Россию», занявшую второе место.
В Тульской области на выборах в областную Думу дебютировал прогубернаторский избирательный блок «За Тульский край», получивший немногим более 10% голосов. Примечательно, что этот блок был создан накануне выборов и в него первоначально вошли известные в регионе руководители, среди которых директор оборонного предприятия ГНПП «СПЛАВ» Николай Макаровец, директор музея-усадьбы «Ясная Поляна» Владимир Толстой и другие.
Еще более впечатляющих результатов на выборах в Туле добился местный избирательный блок «Засечный рубеж – партия «Родина», который завоевал около 13% голосов и провел по одномандатным округам трех депутатов. Примечательно, что этот блок находился в оппозиции администрации Василия Стародубцева и, разумеется, не мог рассчитывать на административный ресурс, имеющийся у блока «За Тульский край».
На недавних выборах в Законодательное собрание Иркутской области блок «За родное Приангарье» (в него вошли СПС и Народная партия) заручился поддержкой 6% избирателей, принявших участие в голосовании.
Примечательно, что победу на региональных выборах федеральные партии «Родина», СПС и некоторые другие одерживают в блоке с местными движениями.
Переход регионов к смешанной, пропорционально-мажоритарной системе выборов в законодательные органы власти выявил еще одну весьма важную тенденцию, а именно – рост числа политических партий, добивающихся победы на выборах. Например, в Тульской области в областную Думу прошло семь избирательных объединений, в Иркутское законодательное собрание – шесть.
Причем помимо федеральных партий, имеющих свое представительство в Госдуме («Единая Россия», КПРФ, «Родина»), в региональные законодательные собрания прошли СПС, Партия пенсионеров, Аграрная партия. По-видимому, одной из причин, объясняющих эту тенденцию, является слабость на местных выборах федерального административного ресурса в форме массированного давления на избирателей, прежде всего через электронные СМИ, которые активно использовалось центральной властью для обеспечения победы «Единой России».
Инициатива строительства местных политических блоков и партий в регионах принадлежит в основном губернаторам. Наиболее сильные руководители, как, например, Аман Тулеев, и сегодня продолжают опираться на общественно-политическое движение «За Кузбасс». В кемеровском парламенте даже нет фракции «Единая Россия», а представители партии власти вошли в состав прогубернаторского объединения.
Усиление региональных партий и формирование избирательных блоков с участием местных политических движений станет следствием осуществления инициатив президента о переходе от всенародного избрания губернаторов к наделению их полномочиями местными парламентами по представлению президента.
В случае принятия Госдумой именно такого варианта закона роль законодательных собраний значительно повысится, а выборы депутатов превратятся, по сути, в губернаторские. Именно поэтому главы регионов используют все административные и финансовые рычаги для продвижения в местные парламенты тех политических блоков и депутатов, которые впоследствии будут голосовать за наделение их полномочиями.
Например, иркутский губернатор Борис Говорин сделал ставку на выборах в Законодательное собрание не только на «Единую Россию», но и на «Родину», социал-демократов, аграриев, договорившись с местными лидерами о включении своих людей в предвыборные списки этих избирательных блоков.
Вместе с тем активизируется и часть местной элиты, заинтересованная в смене губернатора. Она, в свою очередь, будет активно содействовать росту оппозиционных избирательных блоков.
В связи с этим федеральные политические партии вынуждены будут «примыкать» к местным движениям, а политическая борьба в регионах сведется к противостоянию прогубернаторских и антигубернаторских сил со всеми вытекающими последствиями.
Даст ли эта тенденция положительный эффект для формирования настоящей многопартийности в России? Безусловно. Потому что партийное строительство действительно может начаться снизу, а не из Москвы. Примечательно, что ставку на участие в местных и региональных выборах сделали федеральные партии, которые не попали в Госдуму в ходе прошлых выборов. Например, СПС, Партия пенсионеров, Народная партия и др. Чтобы победить в 2007 году, они будут вынуждены заниматься подбором будущих политических лидеров на местах, вести рутинную работу среди избирателей, участвуя не только в региональных, но и местных кампаниях.
Партийное многоцветье в регионах, по-видимому, не устраивает лидеров «Единой России» и «Родины», которые стремятся монополизировать политический рынок, прикрываясь лозунгами о создании сильных политических объединений. Искусственно ограничивая процесс развития многопартийности на местах, они только усугубят кризис политических партий.