Минтимер Шаймиев не сворачивает с выбранной линии самостоятельности республики.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Недовольство федеральной реформой системы государственной власти, постепенно нараставшее в Татарстане, переходит в открытое сопротивление. Президент республики Минтимер Шаймиев на заседании Госсовета республики в минувший понедельник заявил: «Мы не должны соглашаться ни в какой форме и будем выступать против роспуска Государственного совета Татарстана».
Депутаты Госсовета Татарстана 25 октября приняли решение одобрить предложенный президентом России порядок назначения региональных руководителей. За проголосовали 57 депутатов, только 19 – против. Но предложили поправки к федеральному законопроекту: ограничить инициативы президента Путина временными рамками и не допускать роспуска региональных парламентов.
Этот внешне лояльный Москве итог плохо скрывает действительные политические страсти, кипящие вокруг готовящейся реформы.
Тринадцать лет назад, 24 октября 1991 года, депутаты Госсовета Татарстана приняли «Акт о государственной независимости Республики Татарстан», в котором подтвердили «приверженность принципам Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР, не подлежащим какой-либо ревизии». С тех пор было много попыток Москвы заставить Татарстан отказаться от идеи суверенитета, многие республиканские законы были приведены в соответствие с федеральными. Но до конца своих позиций Татарстан не уступил. Похоже, что и не собирается уступать.
Академик республиканской Академии наук Индус Тагиров на Госсовете говорил о посягательстве российского президента на российскую Конституцию. «Инициативы президента Путина направлены на ликвидацию национальных республик», – заявил бессменный депутат, «единоросс» Туфан Минуллин.
Президент Шаймиев быстро пресек вольные высказывания: «Если президент Путин говорит, то надо поддержать. Все говорят, как в стране все плохо, но никто не говорит, что делать». Но тут же высказался категорически против возможности роспуска Госсовета Татарстана.
Эту точку зрения республиканского руководства, как сообщил источник «НГ» в Госсовете, председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин высказал на заседании спикеров парламентов Приволжского федерального округа под председательством полпреда Сергея Кириенко в первой половине октября в Нижнем Новгороде. Кириенко ответил: «Вы можете одобрять или не одобрять, закон будет принят в предложенном президентом варианте».
Реакция официальной Москвы на демарш Казани пока не прозвучала. Пресс-секретарь президента Шаймиева Айрат Зарипов сказал корреспонденту «НГ»: «Ко мне ничего не поступало».
Андрей Пионтковский, директор Центра стратегических исследований, считает, что готовящаяся реформа может вызвать «очень серьезные осложнения прежде всего в национальных республиках... Вспомните, какие серьезные волнения были в Казахстане в 1986 году, когда Горбачев снял Кунаева и назначил русского наместника Колбина. Я не ожидал, что реакция последует так быстро и из уст лояльнейшего из лояльнейших. А с другой стороны, она, может, заставит власти о чем-то задуматься. Ответственные лица в администрации президента не скрывают, что чуть ли не основная задача укрупнения регионов – ликвидировать национальные республики. Им кажется, что это приведет к укреплению государства, ликвидации возможных поползновений сепаратистов, но будет-то как раз наоборот».
Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко заявил «НГ»: «Я лично ожидал, что в Татарстане что-то произойдет, потому что Татарстан всегда был в чем-то флагманом в политике отношений между Центром и периферией. Я сомневаюсь, чтобы Шаймиева кто-то активно поддержал, не исключаю, что это будет один из редких, если не единственный голос. Но, думаю, и Путин от Шаймиева ничего другого не ожидал. А что касается того, что Шаймиев уйдет, то я не знаю, что думают в Кремле, но это одна из тех фигур, которая обеспечивает стабильность».
Казань