К многочисленным проблемам Сергея Катанандова прибавилась еще и межнациональная.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Русский Север всегда считался спокойным регионом в становлении межнациональных отношений. Коренные нации края – карелы, финны, вепсы – осваивали его вместе с русскими и представителями других народов России в дружбе и добрососедстве. А уж межконфессиональных споров здесь не бывало и подавно, если не считать памятного противостояния северных староверов официальному православию в XVII–XIX веках.
И вдруг, как гром среди ясного неба, в местной прессе всерьез заговорили об угрозе разжигания в Карелии межнационального, а скорее даже именно межконфессионального конфликта. Буревестником выступил муфтий Духовного управления мусульман РК шейх Висам Али Бардвил, уже несколько лет живущий в северной республике, окормляя словом исламской веры свою растущую паству. Он весьма активно отстаивает добрые начала ислама, всячески подчеркивая, что исповедуемая им религия не имеет ничего общего с экстремизмом чеченских террористов, разных мастей ваххабитов или печально знаменитой «Аль-Каиды».
«НГ» уже отмечала практикуемый карельским шейхом прием составления черных списков журналистов и изданий, публикующих «исламофобские статьи». Хотя речь чаще идет максимум о некоторых не очень удачных выражениях авторов, об использовании терминологии, которую сам муфтий не приемлет, или высказывании распространенных оценок, с которыми он не согласен. Серьезные претензии не раз предъявлял Висам Али Бардвил и к правоохранительным органам за жесткие действия в отношении «лиц кавказских национальностей» и за то, что их руководители акцентируют внимание общественности, выражая тревогу по поводу обострения криминогенной обстановки на севере в связи с ростом миграции из южных регионов.
А после трагедии в Беслане в один ряд с неугодными муфтию журналистами и силовиками оказался зачислен даже глава Карелии Сергей Катанандов. Дело в том, что на одном из совещаний в региональном правительстве, рассуждая на тему безопасности, глава республики, в частности, сказал: «Руководители диаспор должны в некоторой степени отвечать за своих земляков, осевших в республике, за их поведение. Причем не только за их официальных членов, вовлеченных в культурные мероприятия, но и за всех остальных».
Фраза, согласимся, не слишком удачно формулирующая пожелания власти контролировать безопасность в регионе. Но все-таки надо очень постараться, чтобы разглядеть в ней некую попытку разжигания межнациональной ненависти к кавказцам-мусульманам. Между тем муфтий Висам Али Бардвил расценил ее как «выражение недоверия и подозрения ко всем людям неславянской внешности, проживающим в республике, вне зависимости от их гражданства и вероисповедания». Именно так говорится в заявлении Духовного управления мусульман РК, в котором утверждается, что прежде спокойная северная республика движется «к всепоглощающей исламо- и кавказофобии».
Чуть позже в редакции карельских газет поступили ставшие уже привычными предупреждения, написанные на бланках ДУМ РК, о недопустимости использования в прессе оскорбительных для мусульман терминов: «Такие слова, как «терроризм», «экстремизм», «фундаментализм» и им подобные, не совместимы с прилагательным «исламский», как непозволительны высказывания «христианский экстремизм», «иудейский терроризм» и др.»
Заметим, однако, что вовсе не карельские журналисты ввели в обиход такую широко употребляемую нынче терминологию. И кстати, то же понятие «фундаментализм», применяемое как общее название сторонников сохранения ортодоксии, прежде характеризовало как раз одно из течений протестантской теологии. Теперь свободная философская мысль распространила его на одно из направлений ислама. А могла бы, например, обозначить им стержневую линию православия, остающуюся самой ортодоксальной вехой христианства.
Показательно, что отголоски на филологические экзерсисы карельского муфтия уже появились в западной прессе. К примеру, немецкая газета Bremer Nachrichten, опасаясь межнациональной конфронтации в России, прямо обвинила главу Карелии в непонимании столь тонкой сферы большой политики: «В Республике Карелия на финской границе местный президент Сергей Катанандов постоянно видит провокации со стороны кавказцев».
Ситуация напоминает «испорченный телефон». Где-то Карелию уже считают новым очагом напряжения. В то же время, по сообщению пресс-службы ДУМ РК, сам муфтий Висам Али Бардвил на встрече в местном Госкомитете по делам национальной политики благодарит его руководство «за плодотворную работу в деле сохранения спокойных межнациональных отношений в республике, за его готовность выслушать и решать проблемы национальных меньшинств Карелии, оказывать им внимание и содействие».
Петрозаводск