Красноуфимский суд Свердловской области запретил городскому совету проводить референдум по поводу строительства завода по переработке радиоактивного монацитового концентрата, уже несколько десятков лет хранящегося на территории района. Судья счел, что решение о проведении референдума не входит в компетенцию местных органов власти, сославшись на решение Верховного суда РФ от 22.08.02, отнесшего вопросы переработки ядерных отходов исключительно к федеральной компетенции.
Ни городской совет Красноуфимска, ни его жители с таким вердиктом не согласны и намерены обжаловать решение в областной суд. По словам начальника отдела социального развития администрации города Сергея Русинова, радиоактивный песок (монацитовый концентрат) не имеет никакого отношения к ядерным отходам и к тому же не является федеральной собственностью. Еще в 1994 году российское правительство передало его областным властям, которые уже десять лет вынашивают планы по его переработке, надеясь получить редкоземельные металлы. Для реализации проекта региональное правительство создало даже предприятие с иностранным участием, в котором контрольный пакет принадлежит области, 29% – Минатому и 21 – американскому спонсору. Правда, работа идет ни шатко ни валко. Как утверждает начальник юридического отдела горсовета Борис Стрелков, пока даже не проведены исследования, на которых настаивает государственная экологическая экспертиза. Нет ясности и с финансированием: правительство пока выделило средства на 2005 год для возведения металлических складов, поскольку нынешние деревянные пришли в полную негодность и радиоактивный песок высыпается наружу.
Обеспокоенные жители попросили власти вывезти концентрат подальше от города, но в ответ получили письмо заместителя прокурора области Соболева, который сообщает, что переместить монацит можно только с разрешения органа местного самоуправления и┘ жителей района. Прокурор прав: закон «О радиационной безопасности в Свердловской области» относит к ведению местного самоуправления размещение радиационных объектов. То есть любые манипуляции с песком можно осуществлять лишь по разрешению жителей, а суд запрещает провести референдум, потому что «это относится к федеральной компетенции».
Что решит вышестоящий суд, пока не ясно. До сих пор в новейшей российской истории экономические интересы преобладали над экологическими. А последствия от строительства завода могут быть серьезные. По данным Бориса Стрелкова, щелочной раствор после переработки предполагается сливать в городскую канализацию, а сам завод разместится практически на болоте, так что токсичные вещества могут попасть в грунтовые воды, которые уйдут в протекающую рядом реку Уфа.
Екатеринбург